Страница 156

А. Фасад Библиотеки и Кунсткамеры на полдень.

В. Профиль Библиотеки на полночь.

С. Профиль Кунсткамеры на полдень.

Tab. VIII из альбома

«Палаты Санктпетербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры». СПб., 1744.

Гравюра резцом. Гравер  И. Соколов.

 

 

На основании опыта, полученного Петром I, Робертом Арескиным и другими сподвижниками царя при посещении частных кабинетов и галерей с самого начала при создании Кунсткамеры с Библиотекой был нанят специальный служащий – И.Д. Шумахер, – в обязанности которому вменялся разбор коллекций и составление их каталога. Представление организаторов петербургской Кунсткамеры, что они создают не просто коллекцию «раритетов» и «курьезов», а научную коллекцию для последующего изучения членами Академии, вылилось в создание уникальной, даже по европейским меркам, системы документации коллекций. Строительство специального здания для хранения и экспонирования коллекций Кунсткамеры и Библиотеки сопровождалось разработкой особого, продуманного плана размещения экспонатов и книг в «палатах» Академии.

В истории Кунсткамеры первой половины XVIII в. сложился уникальный корпус документов, большая часть которых была опубликована, причем первые публикации появились всего через 27 лет после основания музея и через 14 лет после того, как были открыты двери Кунсткамеры для широкой публики в специально построенном здании. Первым таким «музейным» изданием явились «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры, которых представлены планы, фасады и профили», где были напечатаны 12 гравюр с изображениями внешнего вида академических зданий и внутреннего устройства помещений, в том числе планы и изображения внешнего вида здания Кунсткамеры и ее башни, «Профиль Библиотеки и Кунсткамеры на восток»; «Профиль Библиотеки на полночь»; «Профиль Кунсткамеры на полдень»;

Реконструкция экспозиционных шкафов Кунсткамеры XVIII в.
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд