Экспедиционная деятельность в России в XVIII столетии
Страница 11

рисунку, живописи и гравированию, используя при этом, в том числе обширное творческое наследие М.С. Мериан, ставшее одним из главных учебных пособий в подготовке отечественных рисовальщиков. Были и иные возможности. Так, первый ученый исследователь Сибири Д.Г.  Мессершмидт привлек в 1721 году к работе в качестве экспедиционного рисовальщика К.  Шульмана, воспитанника тобольской школы, которую держал ссыльный «швецкий пленник» Врех. Опыт оказался удачным, Шульман показал себя талантливым художником. К сожалению, многие экспедиционные материалы этого путешествия погибли, сохранилось не многое. Ниже мы публикуем три акварели, сохранившиеся в фондах экспедиции. В другом случае, художником в путешествии И.Х. Буксбаума (1693–1730) в Константинополь (Стамбул) в 1724–1725 году был И.-Х. Маттарнови, один из сыновей архитектора Маттарнови, автора проекта Кунсткамеры (предшественницы Академии наук), который учился рисовать по естественно­научным коллекциям, собранным в этом храме науки. Важным результатом его работы стали несколько сотен акварелей с изображением растений, наблюдаемых и описанных Буксбаумом по ходу маршрута. Многие из них сохранились в двух экземплярах: рисунки с натуры и оригиналы для гравирования (СПФ АРАН. P. I, оп. 19, №  5, ч. 1 и 2, 130 л.; № 9, ч. 1 и 2, 120 л.; № 14–113 л.; № 9, ч. 1 и 2–120 л.). Начиная с экспедиций Мессершмидта и Буксбаума, во всех сколь­нибудь крупных экспедиционных предприятиях XVIII и XIX веков всегда был профессионально подготовленный рисовальщик.

С учреждением Петербургской академии наук размах подготовки рисовальщиков существенно возрос. В ее составе помимо корпуса адьюнктов и академиков был целый ряд департаментов и учреждений для «взращения художеств и для обучения». Большинство академических художников и граверов готовили к изданию многочисленную продукцию академиков — книги, карты, гравюры. Уже в 1726 году, в связи с

Дерево таброуб (Genipa  americana), жук-геркулес (Dynastes  hercules  [вверху]), дровосек-титан (Titanus  giganteus)... Акварельный рисунок на тряпичной бумаге.

Перо, акварель, кроющие краски. 32,7х23,7. 1699–1701 гг.

СПФ АРАН. Р.IX. Оп.8. Д.2. Л.1.

  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд