ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович (08(20).03.1887, Кутаиси – 02.04.1961, Ленинград). Востоковед-арменовед, филолог, археолог-историк, историк и теоретик искусств, курдовед, директор Государственного Эрмитажа. Известный специалист по материальной культуре Армении, Кавказа, Ирана и Турции. Член-корреспондент АН СССР (1924). Академик АН СССР (1935). Президент АН Арм. СССР (1943–1947).

Родился в семье известного судебного деятеля Закавказья.

После окончания 3-й классической гимназии в Тифлисе (1904) одновременно учился на двух факультетах Петербургского университета – историко-филологическом и восточных языков (1904–1911). Его учителями в университете были Н.Я. Марр, С.А. Жебелев, В.А. Жуковский, Я.И. Смирнов, С.Ф. Ольденбург. В студенческие годы И.А. Орбели интенсивно занимался научно-экспедиционной работой и окончил университет автором девяти научных статей, опубликованных в авторитетных изданиях: «Известия Российской академии наук», «Записки восточного отделения Русского археологического общества», «Журнал Министерства народного просвещения». Изучение истории материальной культуры Армении и соседних с ней стран Орбели считал важным для построения культуры на основе глубокого знания прошлого. В результате непосредственного изучения подлинных памятников материальной культуры (армянские монастыри и развалины церквей, древности Грузии и грузинские историко-художественные памятники, памятники мусульманского искусства) были написаны статьи для Словаря Брокгауза и Эфрона: «Армянское искусство» (1911), «Грузинское искусство» (1913) и «Мусульманское искусство» (1916).

Значимость архитектурных памятников старины, кроме их самоценности, Орбели видел в необходимости их сравнительного изучения для выявления общности их происхождения. Например, он считал важным провести сравнение памятников Суздаля и киевского Софийского собора с древними храмами Армении, что, по его мнению, может многое объяснить в истории древней русской архитектуры.

ОРБЕЛИ Иосиф Абгарович (08(20).1887 – 02.04.1961)
  • Показать/Скрыть оглавление
  • Предыдущий слайд
  • Следующий слайд