http://www.ras.ru/news/news_release.aspx?ID=f2704577-14bb-4731-b2a1-f19f881ace00&print=1
© 2024 Российская академия наук

от 21.04.2015

 

21 апреля 2015 года

состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук 

 

Члены Президиума заслушали научное сообщение «Проблемы обеспечения прозрачности Российской экономики. Система финансовой безопасности Российской Федерации: концептуальные подходы и решения» 

Докладчик — директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Анатольевич Чиханчин  

В современном мире финансы все чаще становятся объектом преступных посягательств и все более широко используются в противоправных целях.

В этот «теневой» финансовый оборот вовлечены не только криминальные структуры, торгующие оружием, наркотиками и людьми, не только коммерческие и некоммерческие организации, уклоняющиеся от уплаты налогов и незаконно выводящие деньги за рубеж, но и некоторые государственные органы, прикрывающие криминальный бизнес (как например, в Афганистане и Сомали). Участниками незаконных финансовых операций становятся даже государства. Истории известно множество примеров подкупа чиновников других государств. Так было в глубокой древности, так происходит и сейчас. Применяются и более изощренные средства, в том числе по обвалу торгово-сырьевых и финансовых рынков, производству фальшивых денег, иных технологий «сетевых» войн, направленных на создание хаоса в экономической, социальной и политической жизни других государств.

В современной геополитической борьбе ключевое значение имеют финансовые инструменты, с помощью которых создаются реальные угрозы и риски не только для финансовой и экономической систем, но и государств в целом, вне зависимости от уровня их развития и степени вовлеченности в международную финансовую систему. Условно, все угрозы и риски в этой сфере можно разделить на глобальные и международные, национальные и национально-региональные. В Российской Федерации существуют все группы угроз и рисков.

О масштабах деятельности Службы можно судить по следующим фактам. На 1 января 2015 года она охватывала более 120 тысяч финансовых институтов, выполняющих поручения клиентов об осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом. Непосредственно в Росфинмониторинге на учете состоят около 16 тысяч организаций, не имеющих надзорных органов. За 2014 год Росфинмониторингом получено почти 10 миллионов сообщений об операциях сомнительного характера с денежными средствами или иным имуществом. Широкий мониторинг финансового рынка позволил только в 2014 году выявить и ликвидировать 15 «теневых» площадок незаконных финансовых операций на сумму около 90 млрд. рублей. В результате, в одной Самарской области месячный объем сомнительных операций сократился почти в 100 раз.

Как показывает правоприменительная практика, нормативно-правовая и организационная основы противодействия финансовым рискам нуждаются в постоянном совершенствовании. Они должны не только соответствовать уровню, но и опережать развитие нелегальных финансовых практик как на международном, так и внутрироссийском уровне.

Необходимость усиления мер противодействия финансовым рискам продиктована задачами защиты национальных интересов России.

В современном мире финансовые угрозы и риски приобрели характер системного явления. Соответственно, и бороться с ними можно только системными методами. Эти методы не могут быть общими для всех государств, поскольку финансовые риски в каждой из стран проявляются по-разному, в зависимости от множества факторов, в том числе от этапов эволюции государства и общества, состояния экономики, масштабов криминального проникновения в экономическую сферу.

Важным этапом формирования системы финансовой безопасности России должно стать создание и последовательная реализация Концепции финансовой безопасности страны. Первым шагом к ее разработке станет программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Финансово-правовые механизмы обеспечения прозрачности ведения бизнеса». Координаторами программы выступают вице-президент РАН, академик Талия Ярулловна Хабриева и академик Валерий Леонидович Макаров. Выполнение научных исследований, предусмотренных Программой РАН, будет проходить на базе Центрального экономико-математического института РАН, Института социально-политических исследований РАН и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Но это не исключает возможность для других научных и образовательных организаций принять участие в разработке Концепции финансовой безопасности.

Главная цель – всесторонне исследовать условия и предпосылки, которые могут содействовать решению общегосударственной задачи по формированию благоприятной среды для ведения предпринимательской деятельности. Это предполагает разработку и последующее внедрение современных методов социологического и экономико-математического мониторинга и оценки уровня незаконных финансовых операций, в том числе разработку Целевой вычисляемой модели общего финансового равновесия (Target Computable General Equilibrium Financial Model), направленной на предупреждение финансовых угроз и рисков и обеспечение финансового равновесия. Исследование возможности практического применения таких вычислимых моделей уже ведется в Центральном экономико-математическом институте РАН

Одно из главных направлений — предупреждение вывода российских капиталов за пределы Евразийского экономического союза. По данным Банка России, за 2008-2013 годы чистый отток частного капитала достиг 418 млрд. долл. В 2014 году он увеличился еще в 2,5 раза, с 61 до 151,5 млрд. долл. По официальным данным Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, только в 2014 г. было выявлено 27,5 тысяч административных правонарушений, в том числе связанных с неисполнением обязанностей по репатриации валютной выручки. По информации Агентства по страхованию вкладов, в результате проверок, проведенных в первую половину 2014 года, было выявлено более 170 криминальных банкротств банков. Общая сумма хищений составила 800 млрд. руб.

В настоящее время существуют в основном ведомственные односторонние модели возможных (оценок уровня) финансовых угроз и рисков — Центрального банка России, федеральных министерств финансов, экономического развития, промышленности и торговли, сельского хозяйства, федеральных служб по финансовому мониторингу и государственной статистике. В то же время необходима единая методология своевременного выявления и предотвращения возможных финансовых угроз и рисков, в рамках которой будут использоваться сводные (композитные) показатели финансового, экономического, правового, социологического, математического анализа. Она должна охватывать разные уровни угроз и рисков, проявляемых как на макроэкономическом уровне (общенациональном, национально-отраслевом и национально-региональном), так и на микроэкономическом уровне (в отдельных территориальных образованиях, в коммерческих и некоммерческих предприятиях, организациях и в их объединениях).

Необходимо внедрение стандартов правоприменительной практики. Возможно, это – одна из наиболее сложных теоретических задач, поскольку речь идет о разработке конкретных стандартов, которыми должны руководствоваться как органы, обеспечивающие применение норм права, так и субъекты права, подпадающие под их действие. В отличие от британского законодательства, российское законодательство не содержит ориентиров правоприменительной практики, разъясняющих, в том числе на абстрактных примерах, порядок применения законодательных норм. В Институте социально-политических исследований РАН, Институте проблем рынка РАН уже сформированы научно-исследовательские тематические лаборатории по проблемам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). ФАНО России активно поддерживает созданный Росфинмониторингом сетевой Институт в сфере ПОД/ФТ.

В России действует достаточно большое число стратегий, концепций, программ укрепления международной, политической, экономической, военной, других сфер безопасности Российской Федерации. И ни одно из них не может существовать без финансовой безопасности, обеспечивающей жизненные силы государства и общества и позитивные изменения существующей социальной реальности.

 

В обсуждении доклада приняли участие:

ак. Г.В. Осипов, ак. В.Л. Макаров, ак. С.Ю. Глазьев, ак. А.А. Кокошин, ак. Т.Я. Хабриева. 

Члены Президиума обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.


ВИДЕО: Заседание президиума РАН 21.04.2015

ВИДЕО: Сообщение заместителя Президента РАН В.В.Иванова о ходе выполнения поручений Президента России по итогам заседания Совета по науке и образованию в декабре 2014 года