Телескоп ART-XC им. М. Н. Павлинского обнаружил рентгеновское излучение от сверхновой SN2024ggi

23.04.2024

Сверхновая II типа SN2024ggi была обнаружена 11 апреля 2024 года с помощью телескопов проекта ATLAS в оптическом диапазоне. Она находится в близкой галактике NGC3621.

Телескоп ART-XC им. М. Н. Павлинского  обсерватории «Спектр-РГ» стал первым рентгеновским инструментом, который «увидел» её рентгеновское (более энергичное) излучение, о чем 13 апреля была опубликована соответствующая «Астрономическая телеграмма». Интересно, что буквально через несколько часов подобную телеграмму опубликовала команда телескопа NuSTAR (NASA). Таким образом, команда ART-XC в этот раз оказалась чуть-чуть оперативнее.

1-1 (jpg, 545 Kб)

Обсерватория «Спектр-РГ» в полете

По своим характеристикам объект SN2024ggi похож на сверхновую II типа в галактике Вертушка, которую ART-XC наблюдал в прошлом году. На поздних стадиях эволюции массивные звёзды теряют большую часть своей массы в виде медленного звёздного ветра. После коллапса звезды её внешние части выбрасываются наружу и, расширяясь, создают мощную ударную волну, которая быстро движется сквозь вещество ветра и нагревает его до сотен миллионов градусов. При этом и рождается рентгеновское излучение.

Однако в отличие от «прошлогодней» сверхновой, вспышка SN 2024ggi в рентгеновском диапазоне оказалась не такой длительной и не такой яркой. Как было сказано выше, первые наблюдения ART-XC провел с 12 по 13 апреля. Потом сверхновая наблюдалась ещё два раза, в том числе 20 апреля, и оказалось, что её рентгеновский поток к концу недели пошел на спад, тогда как в прошлом году он около десяти дней только возрастал.

«Родительская галактика» NGC3621 отстоит от Земли на 6,64 мегапарсека (около 22 миллионов световых лет), т.е. примерно на столько же, на сколько и галактика Вертушка. Вообще же согласно современным оценкам частоты вспышек сверхновых II типа в ближайших к нам галактиках (на расстоянии меньше 10 мегапарсек) составляет около одного раза в 5 лет, или 0,2 сверхновые за год, так что «поймать» вторую сверхновую менее, чем за два года — большая удача.

«Наряду с получением данных, имеющих огромную научную значимость, хотел бы отметить оперативность, с которой была изменена программа наблюдений обсерватории Спектр-РГ, — говорит научный руководитель телескопа ART-XC им. М. Н. Павлинского член-корреспондент РАН Александр Лутовинов, руководитель отдела астрофизики высоких энергий Института космических исследований РАН. — Идея о том, чтобы провести наблюдения этой сверхновой, родилась днём 12 апреля, буквально за несколько часов до сеанса связи, а уже вечером этого дня телескоп был наведён на сверхновую. Я хочу поблагодарить коллег из АО «НПО Лавочкина», которые, как и всегда, отнеслись с большим вниманием к просьбе учёных и смогли в максимально короткий срок просчитать новую программу и провести наблюдения. Вот такой у нас получился подарок ко Дню космонавтики!».

Наблюдения сверхновой продолжаются, и команда телескопа ART-XC им. М. Н. Павлинского сейчас анализирует полученные данные.

Космический аппарат «Спектр-РГ», разработанный в АО «НПО Лавочкина» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), был запущен 13 июля 2019 года с космодрома Байконур. Он создан с участием Германии в рамках Федеральной космической программы России по заказу Российской академии наук. Обсерватория оснащена двумя уникальными рентгеновскими зеркальными телескопами: ART-XC им. М.Н. Павлинского (ИКИ РАН, Россия) и eROSITA (MPE, Германия), работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения. Телескопы установлены на космической платформе «Навигатор» (НПО Лавочкина, Россия), адаптированной под задачи проекта. Основная цель миссии — построение карты всего неба в мягком (0,3–8 кэВ) и жёстком (4–20 кэВ) диапазонах рентгеновского спектра с беспрецедентной чувствительностью. Научный руководитель орбитальной рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» академик РАН Рашид Сюняев.

Источник: ИКИ РАН.