http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=0976a34d-6184-4dc2-a641-efe038916a72&print=1
© 2024 Российская академия наук

Член-корреспондент РАН Владимир Хавинсон: «Для долголетия необходим интеллект»

13.05.2022



17 мая состоится заседание Президиума РАН, научная повестка которого будет посвящена проблемам исследования механизмов старения в контексте демографических проблем и решения задачи сбережения населения. О новейших достижениях в этой области и простых правилах, как продлить жизнь, редакции сайта РАН рассказал один из докладчиков заседания, главный научный сотрудник, руководитель группы пептидной регуляции старения Института физиологии им И. П. Павлова РАН Владимир Хавинсон.

Член-корреспондент РАН, член Отделения медицинских наук (секция медико-биологических наук) Владимир Хацкелевич Хавинсон начал заниматься проблемами биологии старения почти полвека назад. Владимир Хацкелевич был президентом Международной Европейской ассоциации Геронтологии и Гериатрии (в 2011-2015 гг.), в которую ходят представители 38 стран.

«Моя первая научная публикация по биологии старения – геронтологии – была сделана в 1973 году в журнале „Доклады Академии наук СССР”, где мы впервые показали возможность снижения биологического возраста у крыс. Работа была проведена совместно с профессором Владимиром Михайловичем Дильманом, классиком геронтологии, онкологии, эндокринологии. Мы были первыми в мире», – вспоминает Владимир Хацкелевич.

По его словам, за без малого 50 лет удалось выстроить стройную концепцию «единого механизма пептидной регуляции экспрессии генов и синтеза белков в живой природе».

«Мы проанализировали влияние пептидов на ДНК на 17 видах живых организмов – это растения, мухи, пчелы, мыши, крысы, лягушки, обезьяны и человек. То есть весь эволюционный ряд. И везде получили одинаковый эффект: конкретные пептиды регулировали соответствующие гены или в сторону усиления, или в сторону подавления», – поясняет член-корреспондент РАН.

Работа велась поступательно: на первом этапе выделялись высокоочищенные экстракты из органов животных. Далее из них выделялись активные начала – пептиды, аналоги которых потом синтезировали из аминокислот. Всего получено 20 пептидов, все это – природоподобные технологии. «В нашем организме 20 жизненно важных органов. А умереть человек может от того, что всего один или два из них «выйдут из строя». И поэтому очень важно знать генетику человека, генетическую предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Владея этой информацией, можно регулировать активность этих генов», – поясняет Владимир Хавинсон.

К примеру, совместно с итальянскими учеными были проведены эксперименты на трансгенных животных, которым был «вмонтирован» ген рака молочной железы человека. «Мышам вводили определенные пептиды, в результате активность гена была подавлена в четыре раза, было зафиксировано уменьшение диаметра опухоли. То есть существует возможность управления активностью генов. Именно в этом состоит магистральный вывод всей нашей 50-летней работы», – отмечает Владимир Хавинсон.

Член-корреспондент РАН подчеркивает, что спектр применения пептидов – все органы человека. «Сегодня уже 6 разработанных нами лекарств находятся на фармрынке, на три в ближайшее время получим разрешение, еще пять – в активной фазе изучения», – подводит промежуточный итог Владимир Хавинсон.

В частности, на 2022 год запланировано предоставление документации для проведения клинических испытаний пептида для профилактики нейродегенеративных заболеваний, в частности, болезни Альцгеймера. «Работа ведется совместно с лабораторией Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, созданной по инициативе профессора Ильи Борисовича Беспрозванного. Большую помощь в реализации проекта оказал и ректор Университета академик РАН Андрей Иванович Рудской. Проводились опыты на трансгенных мышах с болезнью Альцгеймера. Нам удалось впервые в мире показать, что пептиды мозга и сосудов способны остановить развитие болезни Альцгеймера. Конечно, это на данной линии, а их много, но первые результаты обнадеживают. Мы близки к проведению клинических исследований нового препарата», – говорит Владимир Хавинсон.

Владимир Хацкелевич убежден, что будущее принадлежит профилактической медицине. «Гораздо легче процесс затормозить в самом начале, чем лечить последствия, когда „количество перешло в качество”. Главная задача медицины – сделать так, чтобы патологические процессы возникали не в 60, а в 90 или 100 лет, отдалить возраст-ассоциированные заболевания и сохранить активное долголетие», – считает член-корреспондент РАН.

По его мнению, запас прочности человеческого организма составляет порядка 30 %. Сегодня умирают, в среднем в 70–80 лет, но при правильном отношении к своему здоровью этот возраст можно увеличить до 90–100 лет.

Помимо качественной диагностики, выявляющей заболевания на ранних стадиях, важно соблюдать простые правила под общим названием «все в меру». «На первом месте, безусловно, рацион питания. Доказано, что для длительности жизни важно ограничение калорийности питания – если ее сократить на 20-30 % за счет уменьшения потребления жиров и углеводов, то можно улучшить качество жизни примерно процентов на 20. Далее – соблюдение биоритма. Спать надо ложиться примерно до полуночи, так как мелатонин образуется в эпифизе с 12 ночи до 3 часов утра. Если в это время человек не спит, то мелатонин плохо образуется, а это регулятор эндокринной и иммунной системы. Еще один важный фактор – борьба с гиподинамией. Ежедневно нужно ходить примерно час – это полезно для жизнедеятельности», – рассказывает Владимир Хавинсон.

По его мнению, здоровье, долголетие значительно зависят от уровня IQ человека. «У меня есть термин – „культура здоровья”. Он подразумевает, что человек должен сам о себе заботиться, причем смолоду, так как любые исследования важны в динамике. Скажем, первое полное обследование рекомендуется пройти в 25 лет, когда человек максимально здоров. До 40 лет повторять исследования можно каждые пять лет, а после 40 обращаться за консультацией к специалистам лучше ежегодно. Ведь подавляющее большинство болезней, выявленных на ранних стадиях, поддаются излечению», – говорит Владимир Хавинсон.