30 июня. "Работайте, удваивайте!" Заседание Правительства РФ по реформе науки (подробности)

30.06.2005

Правительство одобрило концепцию повышения эффективности государственного сектора науки представленную Министерством образования и науки. Документ был принят «в целом», несмотря на возражения со стороны министра экономического развития и торговли Г. Грефа, который настаивал на более жестком подходе к реформированию научной сферы.

Правительство одобрило концепцию повышения эффективности государственного сектора науки представленную Министерством образования и науки. Документ был принят «в целом», несмотря на возражения со стороны министра экономического развития и торговли Г. Грефа, который настаивал на более жестком подходе к реформированию научной сферы.

Предлагаемая вашему вниманию подборка сообщений прессы отражает накал страстей, разгоревшихся на заседании 30 июня.

Видимо в поиске причин, по которым удвоение ВВП невозможно, Греф, на которого в  последнее время премьер-министр возлагает всю полноту ответственности за пробуксовку реформ, напал на Минобрнауки сразу после оглашения сути программы.

- Вот вы, Михаил Ефимович, ставите задачу удвоения ВВП, и совершенно понятно, что за счет нефти этого сделать нельзя. Но это можно сделать, в частности за счет самой современной, мобильной, конкурентоспособной науки, в основном сформированной в государственном секторе, - сказал Греф, но и на этом не остановился. - Вы говорите: "Щупайте министров". А в сфере науки щупать нечего. Надо либо снять амбициозные задачи, либо предлагать для них амбициозные решения.

По словам Грефа, в подготовленном Минобрнауки плане повышения эффективности не содержится конкретики. Более того, труд ведомства Фурсенко не отвечает на вопросы, каким образом этого повышения можно достичь. Аргументируя свою позицию, Греф перечислил пункты плана по повышению эффективности науки:

- Предлагается в 2006-2008 годах провести шесть мероприятий для повышения эффективности науки. Первое: совершенствование нормативной базы... Наверное, надо, но не до конца понятно, что надо совершенствовать. Второе: сформировать эффективный механизм финансирования... Очевидно, нужно, но надо обеспечить не постановку задачи, а ее решение. Третье: повысить качество управления... Как?... Нет ответа, - почти прокричал Греф с жесткими нотками в голосе. -Четвертое: рационализация имущества научных организаций. Пятое: оптимизация размеров учреждений и их укрупнение. Но в документе не указано, какое новое качество получится, если вместо шести академий наук создать одну. Надо доказать эффективность, а она не доказана. И, наконец, шестое: сокращение государственного сектора науки, - продолжал вещать главный экономист окончательно притихшему залу.

- Мы четыре года будем делать что-то, но как и что - ответа нет. И если двигаться такими темпами при реформировании науки, то удвоить ВВП мы сможем к следующему десятилетию. А ученые страдают от непринятия решения…

- Что мы предлагаем, чтобы поддержать этот сектор? - задал риторический вопрос Греф. - Ответа нет!
Зал притих, чувствовалось, что даже премьера сбила с толку неожиданная агрессивность министра экономразвития. Но Фрадков не дал паузе затянуться настолько, чтобы Греф торжествовал.

- Ясно? - полушутя спросил Фрадков, видимо, намекая на премьерский тон своего подчиненного. В зале заседаний раздался смех.

- Герман Оскарович начал конкретную работу, - с нескрываемым удовольствием от того, что ему наконец-то удалось расшевелить главного экономиста, сказал Фрадков. - Главное, чтобы за правильными словами теперь последовали решения. В целом, сравнивая отечественную науку с пациентом, премьер-министр подчеркнул, что операцию, то есть реформирование науки, «нужно сделать при пациенте, очень важен психологический настрой, который определяет выживаемость», — отметил он.

Претензии к докладу Минобрнауки высказывали многие. К примеру, ректор МГУ Виктор Садовничий предостерег против бездумной приватизации научных институтов и вузов страны. "Приватизация может быть по уму и не по уму. Продать-то мы сумеем, а вот сможем ли потом купить?" - спросил Садовничий.

Ряд претензий к докладу высказал и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. В частности, он отметил, что не до конца прописан статус Академии наук. Кроме того, из документов непонятно, откуда возьмутся средства для увеличения зарплат научных работников к 2008 году до 30 тысяч рублей в месяц. «Для нас это тоже интересно, - заметил Зурабов. - Наши врачи тоже хотят такую зарплату. Тогда они чаще бы использовали щадящие методы лечения.»

Спокойно выслушав критику коллег, Фурсенко все же не смог не ответить на обвинения Грефа. Он не согласился с мнением экономиста о том, что в предложенной программе нет никакой конкретики. "У нас есть необходимые изменения по нормативной базе, есть, куда двигаться по нормотворчеству, - приводил аргументы Фурсенко. - Мы наметили определенные шаги, нашли общие позиции. Это не пустые слова, Герман Оскарович". Кроме того, указал он, уже существует ряд эффективных инвестиционных проектов в научной сфере. "Они дают удвоение, пока в масштабах миллиардов рублей, а не долларов, но дают", - защищался от разбушевавшегося Грефа Фурсенко. Правда, он не мог не признать, что в докладе Минобрнауки "есть очень много недоработок и не столь жестко сформулированы решения". "Но есть заданное направление, и мы просим дать нам добро, чтобы начать двигаться по нему" - буквально с мольбой в голосе обратился министр образования и науки к залу.

- Работайте, удваивайте, - явно довольный результатами дискуссии, сказал министру образования и науки премьер. - Будем поддерживать науку!

На заседании кабинета министров также прозвучали прогнозы относительно участия частного сектора в финансировании научной отрасли. По словам А.А. Фурсенко, уже к 2010 году он ожидает увеличения внебюджетных средств до 50%. Аналитики же считают, что говорить об обширном финансировании со стороны бизнеса пока не приходится. «Многие идеи, которые предлагаются в реформах последнего времени, правильные и работают в других странах, но их реализация у нас дискредитирует идею, – считает завсектором статистики и математических методов анализа фонда «Бюро экономического анализа» Сергей Николаенко. – Не стоит проводить реформу науки декретом. Если будут созданы условия для альтернативного финансирования науки и начнет формироваться конкурентная среда, тогда можно говорить о переходе на такую систему обеспечения. Тогда это будет вполне естественным шагом».

                                                         Подготовила Надежда Волчкова

 

©РАН 2024