https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=1894ffe1-2728-4849-97c8-0f0fcc1b2a6c&print=1
© 2019 Российская академия наук

6 октября 2006 г. О реализации пилотного проекта и др. вопросах текущего момента

06.10.2007



ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

СОВЕТ

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е  № 06-02

01- 03 октября  2007 г., г. Пущино
                                                                                                                       

О реализации пилотного проекта и др. вопросах текущего момента

Несмотря на относительное экономическое благополучие в стране, научное сообщество в текущем году не почувствовало  радикального улучшения ситуации в науке. Некоторый позитив, связанный с определенным ростом финансирования, в том числе в рамках вновь организуемых программ (Президентская инициатива по нанотехнологии), принятием решения по оплате труда работников академических президиумов, стартом программы жилищных сертификатов  для молодых учёных и т.д. в значительной мере нивелируются неуклюжими административными решениями и бюрократическими проволочками в решении ниже перечисленных насущных проблем научного сообщества:

Вопросы финансирования гражданской науки в РФ и другие крупные проблемы отношения государства к сектору, включающему фундаментальную науку;

 Планы финансирования гражданской науки как на 2008 г, так и на планируемую трёхлетку, утверждённые федеральным законом "О бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" от 24.07.2007 №198-ФЗ, по-прежнему не содержат требуемых минимальных 4% расходной части бюджета на гражданскую науку, поддержанных решениями трех Госсоветов 2002 года.

 По существу не рассматривается вопрос нарастающей актуальности по оплате труда ИТР и вспомогательных кадров РАН, не охваченных пилотным проектом, даже вместо обещанного 15% повышения их окладов по ЕТС, запланированного с сентября месяца, предложено выплачивать эти 15% в виде надбавок с неясной перспективой принятия отраслевой сетки до конца 2008 года.

 Более полугода пребывает в согласованиях Устав РАН, принятый в марте с.г. на Общем собрании РАН, что задерживает новый этап реформирования Академии и перевыборы её руководства.

 Продолжается необоснованная и противоречащая целям развития российской науки практика ежегодного сокращения бюджетных ставок.

 Заморожена активно продвигавшаяся и крайне нужная науке ФЦП «Научно-образовательные кадры инновационной России», инициированная поручением Президента РФ, в которой, впрочем, также не были учтены предложения академического сообщества – основного участника её реализации, включая предложения по решению проблем ветеранов и поддержки ведущих научных школ.

 поддержка научной молодёжи в большей мере декларируется, чем финансируется. Реально действует лишь 3 программы объемом от 100 до 300 млн.руб. на всю Академию. Аспиранты в РАН не получили обещанной в сентябре м-ца с.г. прибавки к стипендии, а отсутствие реального механизма дотации содержания общежитий подняли стоимость проживания на недоступный для аспирантов уровень, но даже на таких условиях мест в общежитиях аспирантов в г.Москве и других городах катастрофически не хватает.

Вопросы оплаты труда в Российской академии наук - реализация пилотного проекта;

 Неоправданно затянуто начало второго этапа пилотного проекта (Постановление Правительства №565 от 07.09.07) и есть опасения, что даже при отчёте до конца текущего года Академией наук о выполнении второго этапа, начало третьего этапа опять отложится до середины следующего года.

 Правительственные службы по-прежнему не завершили формирование пакета документов, предусмотренных ещё первым этапом пилотного проекта - нет квалификационных характеристик для проведения аттестации.

 Продолжает применяться в неизменном виде 3-х сторонний приказ по стимулирующим надбавкам в РАН (приказ Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России и РАН от 03.11.2006 г. № 273/745/68), вызывающий резкую критику сотрудников РАН, при этом правительственные структуры продолжают игнорировать обращения Совета директоров РАН и профсоюза с требованием  корректировки приказа.

 Пока лишь работники  Президиума РАН и региональных отделений оказались охваченными прошедшим в июне с.г. (Постановление Правительства РФ № 398 от 25.06.07) долгожданным повышением зарплат, работники региональных президиумов остались на окладах уровня 2003 г.
Производственные и административно-хозяйственные проблемы институтов РАН.

 Буксуют решения, уже запланированные бюджетом т.г. по компенсации научным учреждениям налогов на землю и имущество, а также по субсидиям академическому ЖКХ.

 Катастрофически нарастает бюрократизация финансовых процедур, в первую очередь связанных с введением ФЗ 94 от 21.07.04 (о Госзакупках), Постановления Правительства от 28.12.06 №874 и дополнений  поправок в ФЗ94 от июня с.г. Унифицированный порядок госзакупок, не учитывающий специфики научных учреждений, практически парализует финансово-хозяйственную деятельность институтов РАН. Академии не выделены дополнительные ставки и ресурсы для исполнения дополнительных обязательств по выполнению ФЗ 94; очевиден риск значительных потерь бюджетных и внебюджетных средств в конце года.

 Уже пять лет не пересматриваются нормы, предусмотренные Постановлением Правительства №729 от 02.10.2002 «О размерах расходов, связанных с  командировками…за счёт средств Федерального бюджета».

 Порядок расходования бюджетных и внебюджетных средств, включая средства российских научных фондов, а также целевых средств, оказался не соответствующим последним изменениям ст.139 Трудового кодекса РФ, введенным Федеральным законом от 30.06.2006 года № 90-ФЗ в части исчисления отпускных с учетом заработков по 12 предшествовавших месяцев.

Вопросы социальной сферы и корпоративной социально-кадровой политики в РАН.

 Практически не финансируется поддержка и развитие социальной сферы РАН, и актуальные социальные программы: оздоровление, санаторные путёвки, работа с детьми, материальная помощь, дополнительное пенсионное обеспечение и медицинское страхование, спорт-культ мероприятия и т.п. Не прекращаются атаки на еще существующие объекты социальной сферы,  сохранившейся в РАН: медучреждения, детские сады, дома учёных, базы отдыха и т.д. Не решается вопрос о введении отраслевых пенсий и надбавок за выслугу лет, которые заметно улучшили бы кадровую ситуацию.

 Программа жилищных сертификатов для молодых учёных (Постановление Правительства РФ № 765 от 14.12.06 «О порядке предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы») страдает рядом дефектов: денег явно недостаточно, и даже они могут пропасть в конце года, систему распределения нельзя считать справедливой и прозрачной. Решение жилищных проблем иных категорий нуждающихся сотрудников РАН вообще не рассматривается.

 Фактически на голом энтузиазме ведется просветительская и образовательная деятельность с детьми и подростками в академических клубах, детских оздоровительных и образовательных центрах и лагерях.

Принимая во внимание вышеизложенное,
Совет профсоюза работников РАН ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Потребовать от руководства РАН, Минобрнауки, Правительства РФ безотлагательного принятия решений по перечисленным проблемам. Добиваться ответов по существу, вступать в официальные переговоры, в случае игнорирования обращений использовать предусмотренные законом процедуры понуждения.
     Отв. В. Ф.Вдовин, Т.Л. Рослякова

Председатель Совета профсоюза В.Ф. Вдовин

 

Источник: ПР РАН