10 научных прорывов 2015 года

03.12.2015

10 научных прорывов 2015 года: голосуйте за своего фаворита на сайте Science

В конце декабря редакция авторитетного научного журнала Science по традиции объявляет одно из исследований, опубликованных за год, «Научным прорывом года». Решение принимает экспертная комиссия авторов и редакторов журнала, но у всех интересующихся наукой также есть возможность отдать свой голос за одного из претендентов. Награда «Выбор народа» будет объявлена одновременно с решением экспертов. Голосование открыто на сайте журнала и продлится до 7 декабря.

На звание научного прорыва в 2015 году претендует 10 исследований и технологий. В данном случае это не конкретные публикации, а более глобальные тренды. Обо всех в течение года рассказывал портал Научная Россия.

— Технология редактирования генома CRISPR. «В 2015 году благодаря методу удалось провести множество исследований, некоторые из которых изменили науку и вызвали бурные дебаты в обществе», — пишет Science. В частности, речь идет о редактировании генома эмбриона человека, осуществленного китайскими учеными, несмотря на запреты. А также ряде других исследований, например, недавнем прорыве американских генетиков, сделавших малярийных комаров безопасными для человека. Впрочем, о безопасности технологии Gene Drive — теоретически позволяющей сделать безопасной всю популяцию — еще спорят.

— Новый вид человека: Homo naledi. При раскопках в Южной Африке нашли ранее неизвестный науке вид человека. Он может оказаться последним переходным звеном на пути от австралопитека к современному человеку.

— Вакцина от Эболы. Ученым удалось создать эффективную вакцину от вируса лихорадки Эбола, признанной ООН мировой угрозой после масштабной вспышки в Африке. Эффективность средства, созданного канадскими учеными, по предварительным оценкам составила от 70 до 100 процентов.

— Воспроизводимость в психологии. Почти три сотни ученых-психологов повторно провели исследования, о которых докладывалось в 98 научных статьях по психологии, и лишь примерно в 40% случаях удалось получить те же результаты, что в оригинальном исследовании. «Большинство ученых приветствовали инициативу обратить внимание на надежность исследований», — пишет Science.

— Плутон. В течение всего года мы узнавали все новые и новые данные о планете, благодаря миссии New Horizons. На фантастических по точности фотографиях, присланных аппаратом — разнообразие ландшафтов Плутона, голубая дымка над планетой, движущиеся ледники и многое другое, новостей о Плутоне в течение года было, пожалуй, рекордное число.

— Палеоиндейская ДНК. В США стало сенсацией то, что выяснили палеогенетики из университета Копенгагена, расшифровав геном Кенневикского человека. Он оказался ближайшим родственником коренного населения Америки.

— Струи в мантии Земли. В 2015 году получены данные, доказывающие присутствие этих огромных туннелей из горячих пород в мантии, благодаря которым и происходит движение континентов.

— Опиаты из дрожжей. Исследователи добавили набор генов в клетки дрожжей так, что они стали синтезировать ключевые молекул опиатов, обычно получаемые только из мака. «Это может привести к созданию новых лекарств или, по более мрачным прогнозам, к изготовлению героина в домашних условиях», — пишет Science.

— Лимфатическая система внутри нервной. Ученые обнаружили в оболочке мозга лимфатические сосуды, напрямую связывающие его со всей иммунной системой организма. Они считают, что лимфатическая система играет ключевую роль в развитии любой нервной болезни, имеющей иммунный компонент, а значит, открытие приведет к созданию новых методов лечения.

— Теорема Белла. Ученые впервые в экспериментах показали основу квантовой физики — взаимодействие между частицами на расстоянии.

Научная Россия