http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=21cbb49a-4f8b-4ca5-9101-c4279e1e8a59&print=1
© 2024 Российская академия наук

Небо и Нобель. Президент РАН Александр Сергеев: Россия и Узбекистан создают уникальный телескоп

03.07.2018



Небо и Нобель

Президент РАН Александр Сергеев: Россия и Узбекистан создают уникальный телескоп

Зачем достраивать за 100 млн долларов телескоп с длинной историей? Поможет ли он узнать, как рождаются звезды? И где искать внеземные цивилизации? Об этом "РГ" беседует с президентом РАН Александром Сергеевым.

Ученые знают, как законсервированный на десятилетия телескоп сделать суперсовременным астрономическим инструментом. Фото: Фото предоставлено РАН

Проект радиотелескопа "Суффа" находится под пристальным вниманием руководителей России и Узбекистана, он не раз обсуждался на самом высоком уровне. В чем его уникальность? Ведь у него очень давняя история: уже больше 30 лет.

Александр Сергеев: Вы правы, проект радиотелескопа РТ-70 на плато Суффа в Узбекистане начинался в середине 80-х годов. Тогда он выглядел абсолютно лидирующим в мире. У него параболическая антенна диаметром 70 метров, которая должна принимать излучение миллиметрового диапазона длин волн. Он несет уникальную информацию о далеком космосе, с его помощью наука может раскрыть многие тайны Вселенной. В те годы наша страна могла совершить серьезный прорыв в знаниях о космосе. Кстати, этот район Узбекистана был выбран после длительных исследований. Для изучения космоса с помощью наземных телескопов необходим хороший астроклимат, чтобы как можно меньше искажений вносила атмосфера и как можно больше дней в году была ясная погода. Поэтому современные телескопы и строят высоко в горах. Плато Суффа расположено на высоте 2400 метров над уровнем моря, и астроклимат там подходящий. Строительство было начато, но в 1991 году, когда распался СССР, законсервировано. Сейчас речь идет о том, чтобы телескоп достроить и, наконец, запустить в эксплуатацию.

Кабмин исключил сбои при финансировании учебных и научных учреждений

Но за эти десятилетия наука шагнула далеко вперед, скажем, в Китае ведется строительство гигантского миллиметрового телескопа с диаметром тарелки более 100 метров. Мало того, что диаметр антенны "Суффа" всего 70, так сам радиотелескоп наверняка во многом просто устарел. Учитывая, что эта техника стоит огромных денег, надо ли достраивать старое? Ведь лидеры ушли вперед, и мы их вряд ли догоним.

Александр Сергеев: Чтобы ответить на этот вопросы, делегация ученых РАН и представителей министерства науки и высшего образования РФ посетила Узбекистан. Могу констатировать: объект хорошо законсервирован, его можно продолжать строить. Какие для этого есть аргументы? Назову несколько. Сейчас у России вообще нет миллиметрового радиотелескопа, а это важный астрономический инструмент. Без него мы не вхожи в элиту мировой астрономии, открытия в этой области, за которые, кстати, дают Нобелевские премии, происходят без нас. Многое изменится, если наши ученые получат такой инструмент. Он будет также включен в семейство таких аппаратов, существенно ее дополнив. И в этом заинтересована мировая наука.

Три телескопа составят уникальный комплекс, подобного которому нет нигде в мире

Вот вы говорите, что китайский телескоп превзойдет "Суффу". Верно, по габаритам превзойдет, но мы можем сделать рекордной его чувствительность, одну из главных характеристик прибора. Именно она позволяет ловить очень слабые сигналы из космоса, которые во многих телескопах просто невозможно выделить на фоне разных шумов, прежде всего тепловых шумов приемников. У нас разработаны уникальные приемники миллиметрового диапазона, которые решают эту проблему. Отсюда и рекордная чувствительность.

Кроме того мы можем во много раз увеличить эффективный размер антенны для повышения разрешающей способности прибора. Дело в том, что в Узбекистане есть плато Майданак, где расположен ряд оптических установок для наблюдения за космосом. И здесь можно построить относительно небольшой радиотелескоп диаметром, скажем, 10 метров. Работая синхронно с Суффа, они создадут антенну с эффективным размером не 10, не 70 метров, а равную расстоянию между этими двум аппаратами, то есть многие десятки километров. Это позволит намного повысить разрешающую способность такой системы. Мы сможем разглядеть два космических объекта, которые при наблюдении одной даже очень большой антенной антенне сливаются в один.

У России должна появиться еще и космическая обсерватория "Миллиметрон", которая будет работать в том же диапазоне. И тогда размеры антенны вообще станут огромными?

Александр Сергеев: Старт этой обсерватории должен был состояться в 2020 году, но по финансовыми причинам пока отложен на 2025-й. Вместе с "Суффой" и "Майданаком" этот телескоп, который будет находиться на расстоянии более миллиона километров от Земли, составят уникальный комплекс, подобного которому нет нигде в мире.

Какие новые открытия сможет сделать такое трио?

Александр Сергеев: Например, мы сможем увидеть, как рождаются звезды в газопылевых туманностях, наблюдать квазары ядра галактик через скопления межзвездного газа, исследовать особенности реликтового излучения, а может быть, и искать внеземные цивилизации. Важно подчеркнуть, что это будет международный проект. Достраивать телескоп будут Россия и Узбекистан, а затем к эксплуатации подключатся астрономы из других стран.

Надо назвать еще один важный аргумент в пользу радиотелескопа "Суффа". Он сможет решать не только сугубо фундаментальные задачи по изучению дальнего космоса, но и прикладные, например контролировать ближний. Сегодня это становится все более актуальным.

Какова на сегодня готовность телескопа? Во сколько обойдется завершение строительства?

Александр Сергеев: В целом готовность по строительству основания телескопа оценивается в более чем 50 процентов. Предстоит сделать само параболическое зеркало, систему его настройки и адаптации к перепаду температур. По оценкам, для полного завершения строительства необходимо около 100 миллионов долларов. Россия и Узбекистан должны в ближайшее время подготовить "дорожную карту" по реализации проекта, чтобы ее можно было утвердить на уровне высшего руководства двух стран предстоящей осенью. По мнению специалистов, для физического пуска объекта может потребоваться до 5 лет.

РГ, Юрий Медведев, 3 июля

-