2 декабря 2005 г. Очередное дело «ученых-шпионов» («Новая газета»)

02.12.2005

Судебные разбирательства, связанные с вывозом за рубеж высоких технологий, следуют сегодня одно за другим. Не утруждая себя сбором весомых доказательств, спецслужбы сажают за решетку ученых, чьи разработки находят спрос за границей. Такой подход – есть ничто иное, как препятствование профессиональной деятельности ученых. Многие научные коллективы, работающие в системе РАН, предпочитают «голодать», но не «связываться с зарубежными заказами», чтобы не попасть в поле зрения ФСБ. Профсоюзу РАН пора публично заявить свою позицию по данному вопросу.

ШПИОНСКИЙ ОТКАТ

ФСБ «разрабатывает» ученых, разработки которых приносят прибыль

/FStorage/download.aspx?id=cffe9a2d-f800-403b-ac5a-a369e5297873

В то время как в Госдуме создается новый законопроект о федеральном контроле над научными разработками, секретные службы в Москве инициировали очередное уголовное дело в отношении российских ученых. На этот раз предметом интереса со стороны ФСБ и Генпрокуратуры стали ученые и менеджеры высшего звена известной компании ЗАО «ЦНИИМАШ-Экспорт», успешно работающей в сфере аэрокосмических исследований вот уже 14 лет. С 25 октября гендиректор предприятия ученый Игорь Решетин, а также его заместитель Сергей Твердохлебов и помощник Александр Рожкин находятся в лефортовском СИЗО и обвиняются следственным управлением ФСБ в незаконном экспорте двойных технологий в Китай и хищении десятков миллионов рублей. Следователи взяли в разработку официальный контракт «ЦНИИМАШ-Экспорта» от 1996 года, заключенный с китайской экспортно-импортной машиностроительной компанией. Согласно стандартно оформленным договоренностям, российские специалисты под руководством Игоря Решетина на протяжении 7 лет составляли и передавали китайским коллегам отчет о «численном моделировании аэродинамического обтекания асимметрических моделей в условиях сверхзвукового потока». Сотрудники предприятия утверждают, что эти материалы не подпадали под секретные списки и не требовали особого лицензирования, поскольку данные аэрокосмические технологии относятся к мирному освоению космоса. По словам адвоката Анатолия Яблокова (он же защищал физика Данилова), отчет, ставший поводом для уголовного дела, представлял не что иное, как описание экспериментальных работ и результатов математического моделирования, для чего в качестве соисполнителей привлекались эксперты из 13 российских научных компаний и центров. Следователи посчитали подобное сотрудничество преступным, проявив при этом особый интерес к финансовым потокам и налогам, проходившим по счетам предприятия.
      
«Компания ученого Игоря Решетина «ЦНИИМАШ-Экспорт» хоть и учреждена государственным научным предприятием «ЦНИИМАШ» (структура Российского авиационно-космического агентства), но она — внебюджетная коммерческая фирма, — говорит адвокат Анатолий Яблоков. — В связи с этим по меньшей мере странно, что спецслужбы пытаются применить статью о хищении. Все финансово-расчетные операции проводились на протяжении всего времени прозрачно и открыто, как и сами работы по контракту с китайцами. Областной арбитражный суд 10 октября этого года, проверив технические отчеты и бухгалтерию 13 фирм-соисполнителей, пришел к выводу, что в данном деле нет хищения».
      
Арест Игоря Решетина и двух его помощников сотрудники компании воспринимают тяжело. Многие считают, что это обезглавило компанию, где была налажена успешная работа (более 120 контрактов с США, Европой, Китаем).
      
«Мы сотрудничаем со всеми странами, которые занимаются космическими технологиями, — говорит Андрей Бобылев, главный инженер, а сейчас вр. и.о. гендиректора «ЦНИИМАШ-Экспорта». — Все принятые в то время процедуры были пройдены. Контракт был заключен в 1996 году, была совершенно другая страна. После этого два раза менялись контрольные списки, они уточняются постоянно».
     
В течение двух лет до недавнего ареста Игоря Решетина и его коллег проводились несколько независимых экспертиз, подтвердивших, что деятельность ученых законна и что правила вывоза за рубеж научных технологий не нарушены. Это подтвердили эксперты Минэкономразвития, ведущие академики РАН — специалисты в области прикладной математики и аэродинамики из таких государственных НИИ, как Институт ядерной физики, НИИ прикладной математики, ЦАГИ. Однако их выводы не удовлетворили следствие. В результате, как и в случае с уфимским ученым Оскаром Кайбышевым («Новая» № 30, 83 с.г.), чекисты с третьей попытки все же нашли экспертизу, на которую могло опереться обвинение.
    
Как и в случае с Кайбышевым, ее делали сотрудники питерского ЗАО «Центр проектов развития промышленности». Его директор — Сергей Киракозов, преподаватель Института международного бизнеса и права. По данным института, этот человек не имеет высших ученых степеней и званий, но юридически его центр недавно получил право проводить экспертизы наравне с Российской академией наук. В СМИ фамилия Киракозова нередко звучала в контексте деятельности нынешнего полпреда по Северо-Западному округу Ильи Клебанова.
     
В то же время одним из экспертов, подтвердивших, что Игорь Решетин и его коллеги не нарушили экспортного законодательства, стал известный ученый, признанный специалист в области аэродинамики академик РАН Юрий Рыжов. Он выступил с поручительством за своего коллегу Решетина и обращением к ФСБ с просьбой изменить арестованному меру пресечения. «Игорь Андреевич — очень хороший ученый, представитель известной научной династии. Его отец — Андрей Решетин — был долгие годы главным аэродинамиком Сергея Королева. Все они, выпускники физтеха, верой и правдой служат нашей стране. Уверен, что Игорь Решетин — профессионал высокой квалификации и абсолютно невиновен».
     
Примечательно, что активная фаза следственных мероприятий в отношении ученых «ЦНИИМАШ-Экспорта» совпала с очень любопытными процессами в недрах Госдумы. Как стало известно «Новой», на этой неделе депутаты пяти парламентских комитетов во главе с Алексеем Лихачевым («ЕдРо») продолжили разработку нового законопроекта «О передаче федеральных технологий». Концепций законопроекта две, и одну из них, по данным наших источников, через частных лиц лоббирует Федеральное агентство по защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ (ФАПРИД). Это специальное госучреждение, действующее с 1999 года, среди его функций — ограничение доступа к сведениям о результатах интеллектуальной деятельности и ведение единого реестра.

    
Эксперты о возможных последствиях принятия нового законопроекта:
     
   
Анатолий КОЗЫРЕВ, зампредседателя Научного совета по экономическим проблемам интеллектуальной собственности при Отделении общественных наук РАН, доктор экономических наук:

— У нас все выше барьер между военной технологией и гражданской, что губительно для экономики. Продается технологий в стоимостном отношении примерно в семьдесят раз меньше, чем у американцев, и покупается примерно в пятьдесят раз меньше. Это значит, что наша экономика не хочет новшеств — ни своих, ни чужих. Предложение специалистов из ФАПРИДа учитывать ВСЕ (!) результаты научной деятельности нереально. Если учитывать все, то просто будешь заниматься только писаниной и охраной. Это полностью съедает все время и ставит ученых в дурацкое положение. Они вынуждены будут саботировать, и тем самым их выталкивают в криминальное поле. А те люди, которые сажают, не понимают, что цвет нации — это не вертухаи, а ученые.
    

Владимир БАБКИН, эксперт Госдумы РФ:

— Все наши предприятия, которые торгуют так называемым высокотехнологичным товаром, должны согласовывать контракты на поставку продукции с ФАПРИДом, а тот берет с них мзду со стоимости контракта. Зарубежные партнеры, когда узнают об этом, разводят руками. В очередном проекте хотят узаконить действия ФАПРИДа. Создается фискальный орган, который, не обеспечивая никакой защиты интересов государства, просто-напросто берет процентную ставку — от 5 до 10%. Вместо инновационного развития идет торможение. Например, для нужд космоса и ракетостроения разрабатывались антипригарные тефлоновые покрытия. Затем они нашли применение в бытовой посуде — тефлоновые кастрюли и сковородки. Только на этой двойной технологии США получили два миллиарда долларов. У нас же тефлонирование тоже было, но тем не менее тефлоновая посуда оказалась не наша. Это все из-за неверной позиции в плане использования двойных технологий. У нас промышленного освоения нет, опытные производства ликвидированы, теперь добивают научные исследования и разработки.
      

Официальная позиция руководства «ЦНИИМАШ-Экспорт»:

«…в материалах, озвученных следствием, фигурируют средства, полученные компанией от своего зарубежного партнера по коммерческому контракту. Следовательно, они по определению не могут быть бюджетными. Доля работ, выполняемых за счет госбюджета, составляет менее 1%, и эти средства расходуются строго в соответствии со сметой, что не раз подтверждалось проверками КРУ Министерства финансов РФ».
       
     

Подготовили Дарья ПЫЛЬНОВА, Дмитрий ШКРЫЛЕВ 21.11.2005

Подразделы

Объявления

©РАН 2024