http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2be2db49-54fc-4876-9448-0bc71b007c50&print=1
© 2024 Российская академия наук

Актуальное интервью Валерия Чарушина: «Придётся экономить на “прочих расходах”»

13.02.2009

Отражается ли на Уральском отделении Академии наук, зависимой от бюджета организации, отрицательная экономическая динамика в стране?

На деятельности УрО РАН кризис напрямую пока не отражается, однако по некоторым статьям расходов Минфин уже обозначил лимит — реализовывать не более 85 процентов бюджетных обязательств. Разумеется, все защищённые статьи профинансируют в полном объёме. Экономить придётся на «прочих расходах». Правда, нас заверили, что если экономические процессы в стране стабилизируются, бюджет по всем статьям восстановят до ста процентов или даже увеличат.

Очень не хотелось бы, чтобы наблюдаемая последние пять лет хорошая динамика технического переоснащения научных институтов притормозилась или вовсе сошла на нет Недавно помощник президента РФ Аркадий Дворкович сделал заявление, что дефицит бюджета страны в 2009 году составит порядка 10 процентов. Вероятно, расходы по многим уже принятым статьям могут быть урезаны.

В. Отражается ли на Уральском отделении Академии наук, зависимой от бюджета организации, отрицательная экономическая динамика в стране?

— Напрямую пока не отражается, однако по некоторым статьям расходов Министерством финансов уже дан лимит — реализовывать не более 85 процентов бюджетных обязательств. Разумеется, все защищённые статьи, такие как международная деятельность, расчёты по заработной плате и коммунальным услугам, будут профинансированы в полном объёме. Экономить придётся на «прочих расходах», в частности: приобретении оборудования, ремонтных работах и некоторых других. При этом нас заверили, что если экономические процессы в стране стабилизируются, бюджет по всем статьям будет восстановлен до ста процентов или даже увеличен.

Насколько высока потребность институтов УрО РАН в новом оборудовании в 2009 году?

— Учреждения Уральского отделения РАН примерно наполовину оснащены новым оборудованием, в ближайшие годы, конечно, нужно завершить процесс модернизации. Очень не хотелось бы, чтобы наблюдаемая последние пять лет хорошая динамика технического переоснащения научных институтов притормозилась или вовсе сошла на нет.

Влияет ли кризисная ситуация на интенсивность внебюджетных поступлений в академические институты Урала?

— Прошло не так много времени, чтобы делать выводы. Пока мы настраиваемся на усиление взаимодействия с уральскими научно-производственными объединениями оборонного комплекса, которые, надеюсь, в меньшей степени будут испытывать влияние секвестирования.

В то же время аналитики говорят, что мировой финансовый кризис может принести и положительный эффект — вызвать волну импортозамещения там, где Россия считается неконкурентоспособной даже на внутреннем рынке. Например, в сфере производства новых технологий…

— Я этот оптимизм частично разделяю. Удорожание импорта действительно даёт конкурентные преимущества на внутреннем рынке, но это актуально больше для тех, у кого продукт уже дошёл до рыночной стадии. Институты Уральского отделения Академии наук имеют ряд таких разработок; в частности, лекарственные средства «Лизомустин», «Триазаверин» и некоторые другие уже представлены на рынке или вплотную подходят к нему. Наиболее глобальный проект — организация в Подмосковье совместно с заводом «Медсинтез» производства целой линейки противоопухолевых препаратов. Так что, может, кое-что положительное и извлечём из кризисной ситуации (хотя, конечно, этот проект родился не вчера). В то же время мне известно, что подавляющее число российских лабораторий застряли на стадии НИОКРов, и потребуются огромные инвестиции для того, чтобы их наработки заняли место на внутреннем рынке. Если инвесторы направят свои ресурсы в эту сферу, то будет результат.

Как Вы считаете, что необходимо сделать для возрождения фармацевтической отрасли?

— Конечно, российская фармацевтическая отрасль не может сегодня сравниваться с западной, поскольку не в состоянии обеспечить даже десятую часть внутренней потребности в лекарствах. Все отечественные фармпредприятия мелкие, они не делают никакой погоды на рынке. Наверное, возрождению отрасли поможет создание мощного государственного холдинга. Но, подчёркиваю, это лишь моя точка зрения как руководителя Уральского отделения РАН. Возможно, ситуация давно другая и я просто не успеваю её отслеживать.

Что же касается академических институтов, занятых непосредственно разработкой лекарств, то они имеют нормальный потенциал, и даже реализуют некоторые свои проекты за границей. Однако большая часть разработок находится в вялотекущем состоянии, так как промышленность у нас, повторюсь, слабенькая, и заказов фактически нет.

Наталья Быкова, STRF.ru