http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=2f437cf4-d2df-4942-8d10-003ba3fe50f5&print=1
© 2024 Российская академия наук

После университетов Рособрнадзор возьмется за НИИ

02.07.2018



Отрицательный мультипликатор

Правительство РФ планирует расширить полномочия Рособрнадзора, дав ему право контролировать НИИ через администрирование «федеральной системы мониторинга результативности деятельности научных организаций» и «проведение расчета минимальных значений показателей результативности». Нашумевшие решения об отзыве аккредитации у таких серьезных вузов, как Европейский университет в Санкт-Петербурге и Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), говорят о том, что НИИ ждут суровые времена. Искусство составлять многочисленные красивые отчеты, которое стало основной компетенцией вузовских преподавателей, теперь станет и ключевым навыком сотрудников академических институтов. Альтернативой могла бы быть замена государственного контроля оценкой профессионального сообщества.

Кроме очевидного недофинансирования российская наука и высшая школа имеют два препятствия для развития: административный гнет и низкая квалификация многих сотрудников в сфере методологии исследования, особенно в общественных науках (последнее — тема для отдельного разговора). Работая в российских вузах с 2005 по 2017 год (ВШЭ, ГУГН, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МГУ им. М.В. Ломоносова, Дипломатическая академия МИД РФ, Финансовый университет при правительстве РФ), я постепенно наблюдал за увеличением бюрократической нагрузки на рядовых преподавателей. Первоначально единственными документами, которые мне нужно было сдавать на кафедру, были рабочие программы дисциплин, которые во многом составлялись в произвольной форме и содержали список тем и рекомендуемой литературы.

Однако во время государственной аккредитации эксперт Рособрнадзора выборочно проверяет учебную документацию вузов, которые вынуждены обзавестись методическими управлениями, терроризирующими рядовых преподавателей. Так что в свой последний год работы в российской высшей школе мне уже приходилось готовить: план по всем видам деятельности (учебная, методическая, научная, организационная) на новый учебный год, отчет за прошлый учебный год, отчет на должностную надбавку, ежемесячный отчет о фактически выполненной нагрузке, методические материалы (тексты лекций, тесты, деловые игры и пр.). Время, которое можно было бы потратить на чтение научной литературы, консультирование студентов, постепенно замещается составлением разнообразных отчетов. Кроме того, каждый элемент образовательного процесса регулируется положением о зачете, экзамене, эссе, курсовой работе, выпускной квалификационной работе. Любое отклонение от выполнения всех этих норм грозит взысканиями.

Начав преподавать в Университете Ратгерса в США в январе этого года, я словно вернулся на 13 лет назад. В весеннем семестре я читал курс «заинтересованные группы: политический лоббизм», летом — «введение в международные отношения». Я отправил на кафедру рабочие программы дисциплин, которые составляли порядка 7 страниц, и меня не заставили ничего переделывать. Здесь я сам определяю, какие методические материалы мне использовать и в какой форме и по каким критериям проводить проверку знаний (письменная работа, устный опрос, экзамен в виде теста).

Российская система государственного контроля исходит из презумпции некомпетентности преподавателей. Справедливости ради, частично это оправданно в плане методологической квалификации. Считается, что изощренная система нормативов вытянет слабого преподавателя на некий приемлемый средний уровень. В США действует институт репутации, сначала тебя принимают на работу, исходя из рекомендаций известных в профессиональной среде ученых, потом ты подтверждаешь свой уровень результатами анонимных опросов студентов, посещающих твой курс.

Контроль Рособрнадзора за российской высшей школой с 2004 года не повысил ее качества. Российские вузы по-прежнему не входят в списки лучших в мире. Иностранные студенты финансируются преимущественно самим же российским государством, как это было в СССР, иными словами, они не приносят дохода российской экономике. Нелепо ожидать, что ужесточение контроля за НИИ позволит России увеличить количество публикаций в ведущих зарубежных научных журналах. Решить эту проблему могло бы повышение качества специалистов, но программа «Глобальное образование», по которой я прохожу обучение в аспирантуре в США, завершила прием заявок от новых студентов, согласно прошлогоднему постановлению правительства РФ.

В плане бюрократической нагрузки на рядовых сотрудников НИИ системы РАН, позднее ФАНО, теперь, по всей видимости, Министерства науки и высшего образования РФ были тихой гаванью. С этой системой я знаком с 2005 года по ИСКРАН и ИНИОН РАН, где в разное время был младшим и старшим научным сотрудником. С передачей в ФАНО увеличилась отчетность, но она в основном касалась руководителей структурных под-разделений, рядовые сотрудники пока что раз в год сдают необременительные отчеты о публикациях и участии в конференциях. Учитывая результаты деятельности Рособрнадзора для рядовых вузовских преподавателей, можно ожидать аналогичный рост требований по количеству отчетности и для научных сотрудников.

Сергей Костяев, преподаватель Университета Ратгерса, США

-