Академику Погосяну Михаилу Аслановичу - 65 лет!

18.04.2021

Юбилей академика Погосяна Михаила Аслановича

Академик
Погосян Михаил Асланович

Академик Погосян Михаил Асланович

Михаил Асланович Погосян родился 18 апреля 1956 года в Москве.

В 1979 году окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), МАИ) по специальности «самолетостроение». В 1979-1998 гг. — в АООТ «ОКБ Сухого»: инженер, инженер-конструктор III, II, I категории, ведущий конструктор, начальник бригады, начальник отдела; с 1991 года — заместитель главного конструктора I степени, с марта 1992 года — главный конструктор I степени, с июля 1992 года — заместитель, затем первый заместитель Генерального конструктора.

В 1998-2003 гг. — Генеральный Директор ГУП «АВПК «Сухой», в 2003-2011 гг. — Генеральный Директор ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой».

В 2008-2011 гг. — генеральный директор ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (сохранял за собой пост гендиректора «Сухого»).

В 2007-2011 гг. — Первый Вице-Президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), объединяющей основные самолетостроительные компании России. В 2011-2015 гг. — Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

С 2003 года по настоящее время — заведующий кафедрой 101 «Проектирование самолетов» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)».

С 2016 года по настоящее время — ректор ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», председатель Учёного совета МАИ.

Член-корреспондент РАН c 2003 года, академик РАН c 2011 года — Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления.

Академик М.А. Погосян — специалист в области проектирования и конструкции летательных аппаратов. В своих работах он отразил предложенный и реализованный им комплекс научных, технологических и организационно-экономических мероприятий, базирующихся на разработанных теоретических положениях и оригинальных технических решениях, обеспечивших создание основ проектирования и производства перспективных авиационных комплексов. М.А. Погосян разработал и внедрил расчетно-экспериментальный метод оптимизации аэродинамических, конструктивных и технологических параметров сверхзвуковых боевых маневренных самолетов; решил комплекс проблем обеспечения малой заметности самолета в РЛ и ИК диапазонах волн.

Под его руководством создано семейство самолётов фронтовой авиации марки Су и МиГ, обеспечивающее обороноспособность страны и устойчивые позиции России на мировом рынке. В годы, когда он возглавлял ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», было существенно увеличено производство гражданских самолетов, увеличены объемы производства боевых самолетов для Минобороны России и на экспорт.

В качестве конструктора и технического руководителя принимал участие в ряде перспективных программ создания авиационной техники военного и гражданского назначения. Среди них: истребители Су-27, Су-30. За личный вклад в создание истребителя палубного базирования Су-33, принятого на вооружение Военно-Морского Флота России, в 2002 году награжден орденом Почета.

Как главный конструктор, он руководил работами по созданию перспективного боевого комплекса с крылом обратной стреловидности Су-47 «Беркут», совершившего в сентябре 1997 года первый полет и успешно прошедшего летные испытания. В ходе проектирования Су-47 были проведены масштабные исследовательские работы в области аэродинамики, прочности, композиционных материалов с применением современных методов компьютерного моделирования и испытаний. Полученные результаты испытаний Су-47 используются в создании перспективных авиационных комплексов военного и гражданского назначения.

Теоретические разработки М.А. Погосяна явились базой для создания при его непосредственном участии фронтового бомбардировщика Су-32, истребителей Су-ЗОК, Су-ЗОМКК, Су-ЗОМКИ. Эти разработки легли в основу подготавливаемого к реализации проекта пассажирского сверхзвукового самолета бизнес-класса С-21. Были успешно завершены работы по созданию экспортных модификаций истребителя Су-30МК (Су-30МКИ и Су-30МКК/МК2), которые произведены и заказаны в количестве более 600 единиц.

М.А. Погосян, как Генеральный директор Компании «Сухой», инициировал создание истребителя Су-35 и добился завершения работ над фронтовым бомбардировщиком Су-34 и организовал его серийное производство. Без этих машин трудно сегодня представить новый облик ВКС России.

Китай закупил за последние 15 лет и производит сейчас по лицензии более 200 самолетов семейства СУ-27, СУ-35.

Под руководством М.А. Погосяна холдинг «Сухой» выиграл конкурс на создание пассажирского самолета для региональных линий, получившего название Russian Regional Jet, позднее переименованного в Sukhoi Superjet 100. Пассажирский авиалайнер запущен в серию и сертифицирован по международным стандартам, Sukhoi Superjet 100 — первый пассажирский российский самолет, который получил европейский сертификат. Таким образом М.А. Погосян стал инициатором двух системообразующих проектов, определяющих лицо российского авиапрома до настоящего времени — регионального самолета Sukhoi Superjet-100 и истребителя пятого поколения Т-50 — оба проекта были начаты в то время, когда экономический блок Правительства не предусматривал масштабных государственных инвестиций в авиационную промышленность.

В настоящее время М.А. Погосян, как ректор МАИ, реализует комплексную программу развития университета, создаёт глобальный современный научно-образовательный центр. Сегодня МАИ является одним из крупнейших технических университетов России и обеспечивает уникальную подготовку кадров по всему жизненному циклу изделий высокотехнологичных систем и техники, а также проведение передовых научных исследований мирового уровня. На базе университета реализуются образовательные и научные проекты в области авиационных и ракетно-космических систем, математического моделирования, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, электрификации инженерных систем, технологий гиперзвука, искусственного интеллекта, BigData, интернета вещей, сервиса высокотехнологичной техники, аддитивных технологий и композиционных материалов, а также робототизации и др.

МАИ реализует комплексные программы сотрудничества с ведущими высокотехнологичными корпорациями – ГК «Ростех» (ОАК, ОДК, Вертолеты России, Технодинамика), ГК «Роскосмос» (АО «РКС», АО «НПО Энергомаш», ПАО «РКК «Энергия» и др.), АО «КТРВ» и др.

Достигнутые результаты позволили университету в 2018 г. войти в World University Ranking — ежегодный рейтинг лучших вузов мира, публикуемый британским агентством Times Higher Education (THE), а также в предметные рейтинги THE в области инженерных и физических наук. Кроме того, в марте 2021 года МАИ вошёл в список лучших вузов рейтингового агентства QS (Quacquarelli Symonds) в области машиностроения, аэрокосмической и промышленной инженерии

E М.А. Погосян — автор 80 научных и учебно-методических трудов, в том числе 24 изобретений.

Член Бюро Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.

М.А. Погосян возглавляет Совет по приоритетному направлению научно-технологического развития Российской Федерации «Связанность территории Российской Федерации за счёт создания интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики».

Является руководителем Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации, является членом Правительственной комиссии по транспорту. Является членом Бюро Центрального совета Общероссийской общественной организации «СоюзМаш России». Возглавляет Комитет по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России.

В 2017-2020 гг. — председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки. С 2020 года — председатель комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки.

Почётный профессор Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева (2010 г.).

Награжден орденом Александра Невского (2020 г.), медалью П.А. Столыпина II ст. (2016 г.), орденом Почёта (2002 г.).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (1996 г.), премии Правительства Российской Федерации (1998 г.).

Ему вручены Почётная грамота Правительства Российской Федерации (2006 г.), Знак «Почётный работник УОМЗ» (2006 г.), Почетное звание «Почетный машиностроитель» (2011 г.).

Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (2008 г.).

 

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2021