Нефтяное несчастье и поиск национальной идеи

26.12.2008

Общественники и гуманитарии намерены выйти из нанотехнологической тени и закрепиться на передовых рубежах науки

 Они уже поставили перед собой отвечающие духу времени задачи — формирование общероссийской идентичности и поиск национальной идеи. Для удовлетворения этих амбиций потребуется ни много ни мало внести изменения в концепцию государственной политики, создать новый орган федеральной власти и открыть новый академический институт.

Многомиллиардные финансовые вливания в развитие технологических и естественно-научных направлений уже принесли свои плоды — в виде чудовищного всплеска научной активности. Правда, результаты этой деятельности пока не очень заметны: политических и экономических дивидендов от продажи технологий Россия по-прежнему не получает, её научно-технологические макропоказатели медленно снижаются, страна вытесняется на инновационную периферию.

Николай Хренов: «Задача учёных — доказать всему миру, что Россия — не империя, а тип цивилизации, включающий разные народы»

Но учёные встрепенулись. Институты Российской академии наук формируют новые коллективы для изучения тем, ранее не считавшихся академическими приоритетами, — тут вам и ИT-технологии, и коллайдер, и термояд. Вузы строчат концепции инновационного развития. Эту ситуацию хорошо характеризует выражение автомобилистов «поймать волну», когда, подъехав в нужный момент с нужной скоростью к зелёному светофору, при сохранении ритма, можно беспрепятственно двигаться на протяжении всего пути. На научной трассе нужно ловить волну государственной поддержки.

«Физики» уже подстроились под заданный темп и интуитивно прибавляют к названиям претендующих на инвестиции проектов приставку «нано». Чуть больше фантазии — получается нанобио. Чуть больше нахрапа — получаются многомиллионные лоты ФЦП, под которые можно продать государству «осетрину» любой научной свежести, оно ведь всё равно не будет её использовать.

Набирают скорость и «лирики», которые вроде бы казались выброшенными на обочину магистрального пути и некоторое время даже вызывали сочувствие. Кстати, как известно, если в системе что-то сильно зажимать, а не уравновешивать все её составляющие, то через какое-то время случится прорыв, имеющий чаще всего печальные последствия для системы в целом.

Так, на состоявшихся в середине декабря парламентских слушаниях «Роль гуманитарных наук в формировании общероссийской идентичности: совершенствование законодательной базы научно-исследовательских, издательских центров и просветительских организаций» представители данного сектора наук предложили добавить к уже существующим приоритетным направлениям научных исследований новые — завязанные на поиск национальной идеи.

Звучали мнения, что из-за отсутствия в обществе единой мировоззренческой позиции, за которую, видимо, в немалой степени ответственна наука, Россия ослабла перед многочисленными вызовами современного этапа глобализации и, в частности, именно по этой причине в августовском конфликте фактически проиграла информационную войну Грузии. «Почему в том противостоянии Россия оказалась так одинока? — поставил вопрос замдиректора по научной работе Государственного института искусствознания Николай Хренов. — Потому что на Западе убеждены, что наше государство остаётся империей, которую лучше расчленить, пока она чего-нибудь не натворила. Задача России — доказать всему миру, что она — не империя, а тип цивилизации, включающий разные народы».

Игорь Чубайс предложил в качестве связующей общество нити считать именно признание Российской Федерации преемницей Российской империи Высказывались и прямо противоположные позиции. В частности, директор Центра по изучению России Российского университета дружбы народов Игорь Чубайс предложил в качестве варианта связующей общество нити считать именно признание Российской Федерации преемницей Российской империи. По словам учёного, это должно сломить получившие распространение на Западе взгляды о том, что в нашей стране активно возрождаются традиции сталинизма, которые якобы пропагандируются через телевидение и школьные учебники. Кстати, именно эти опасения, как считает Игорь Чубайс, и стали главной причиной негативной реакции Запада на наши действия в Южной Осетии.

Многочасовой философский спор о том, что же считать новой национальной идеей страны, завершился отнюдь не обретением истины, а вполне конкретными выводами о необходимости бюджетной поддержки «идеологического поиска».. Государственной думе участники парламентских слушаний рекомендовали разработать и принять федеральный закон «О патриотическом и гражданском воспитании граждан РФ», правительству — разработать новую концепцию государственной национальной политики с введением в неё понятия «российская нация» и включить в перечень приоритетных исследований поисковые работы по формированию общероссийской идентичности. Ещё просили повысить статус Высшей аттестационной комиссии до органа федеральной власти и открыть в структуре Российской академии наук Институт россиеведения. Забыли в рекомендациях разве что создание госкорпорации по формированию идентичности и поиску национальной идеи.

Для сравнения, примерно в это же время в поверженном финансовым кризисом Сан-Франциско проходила конференция в области гуманитарных и общественных наук, главной темой которой стал поиск рецепта человеческого счастья в современном мире (в последние годы на Западе растёт количество научных работ и университетских курсов на тему «составляющие счастья»). Наверное, в практическом приложении результаты американских исследований снова будут полезнее. Особенно на фоне российского очередного «нефтяного несчастья».

Наталья Быкова, STRF.ru

Подразделы

Объявления

©РАН 2024