Космические новости

28.01.2009

Ученые впервые увидели одновременно три четверти поверхности Солнца

Ученым впервые удалось увидеть одновременно три четверти поверхности Солнца, сообщает портал Space.com. Это стало возможным благодаря паре аппаратов NASA STEREO-A и STEREO-B, которые в настоящее время движутся в противоположных направлениях по орбитам вокруг Солнца.

Сейчас аппараты и звезда (которые в космическом масштабе считаются точками) образуют прямой угол. Своего максимального значения (то есть 180 градусов) этот угол должен достичь 6 февраля 2011 года. Согласно расчетам, в это время Солнце будет находиться в активной фазе своего 11-летнего цикла (недавно завершился аномально длительный период солнечного минимума).

Период собственного обращения Солнца составляет 25 дней. За это время на обратной по отношению к Земле стороне Солнца успевает произойти большое количество событий, которые остаются невидимыми для земного наблюдателя. Аппараты STEREO решат эту проблему, поскольку позволят впервые увидеть светило одновременно с двух сторон.

Уже сейчас данные, получаемые STEREO-B, опережают данные наземных наблюдений на трое суток. Это означает, что у ученых имеется 72 дополнительных часа для обнаружения и предупреждения, например, вызываемых солнечным ветром магнитных бурь.

Исследовательская миссия STEREO была запущена в октябре 2006 года. Некоторое время после запуска аппараты провели на околоземной орбите. После этого, используя для разгона гравитационное поле Луны, инженеры запустили эти аппараты в противоположных направлениях на гелиоцентрические орбиты.

Лента.ру

***

Россия вплотную займется Луной через три года

Россия в 2012 году отправит к спутнику Земли космический аппарат "Луна-Глоб", который должен взять пробы лунного грунта и выбрать место для будущих экспедиций. Над проектом работает конструкторское бюро им. Лавочкина. "Задача миссии - облет Луны, подготовка и выбор площадок для луноходов, для других инженерных и научных комплексов, которые станут основой для будущей базы, а также исследование ядра Луны и с помощью пенетраторов - специальных буровых устройств", - заявил глава ОКБ Владимир Ефанов.

Следующий этап исследования Луны будет связан с российско-индийской экспедицией, которая доставит российский луноход в место, определенное "Луной-Глоб". "В данном случае ракета-носитель и, возможно, орбитальный аппарат будут индийские, луноход - российский", - сообщил Ефанов. Третий этап будут связан с доставкой лунного грунта, образцы которого возьмет луноход, а привезет на Землю специальная "взлетная ракета".

Директор Института геохимии и аналитической химии им.Вернадского Эрик Галимов сообщил, что в настоящее время как раз прорабатывается вопрос "доставки грунта Луны из затемненного кратера в ходе миссий "Луна-Глоб" и российско-индийской экспедиции. Четвертый этап освоения Луны будет связан с работой на спутнике людей и созданием научно-исследовательского полигона для отработки методик дальнейших исследований с помощью космонавтов, сообщает ИТАР-ТАСС.

***

МИМО ЗЕМЛИ ПРОЛЕТЕЛ ДЕСЯТИМЕТРОВЫЙ АСТЕРОИД

В минувшее воскресенье мимо Земли пролетел недавно открытый астероид 2009 BD, размеры которого не превышают десяти метров. Он прошел в 700 тыс. км - примерно в 1,8 раза дальше дистанции до Луны. Астероид был обнаружен в начале минувшей недели специалистами обсерватории Маунт Леммон (США, шт. Аризона) и, по мнению ученых, не несет непосредственной угрозы Земле. Однако в будущем он еще не раз может сближаться с нашей планетой, так как, по предположению ученых, может принадлежать к классу так называемых соорбитальных астероидов.