Заседание Президиума Российской академии наук 13 мая 2003 года

13.05.2003

13 мая 2003 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук. Президиум заслушал научное сообщение “Война в Ираке: региональные и глобальные последствия”. Докладчик – член-корреспондент РАН Алексей Михайлович Васильев.

Заседание Президиума Российской академии наук 13 мая 2003 года
13 мая 2003 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук. Президиум заслушал научное сообщение “Война в Ираке: региональные и глобальные последствия”. Докладчик – член-корреспондент РАН Алексей Михайлович Васильев.
1. Быстрое военное поражение Ирака было предопределено суммой обстоятельств:
1.1. Подавляющим военно-техническим превосходством американо-английских войск.
1.2. Полным разложением режима Саддама Хусейна в сочетании с усталостью населения в результате войн и 12-летней блокады.
1.3. Предательством высшего командования иракской армии, просто купленного американцами.
2. В качестве предлога войны США выдвинула два пропагандистских тезиса:
2.1. Наличие у Ирака оружия массового уничтожения (ОМУ), которое так и не найдено.
2.2. Необходимость принести свободу и демократию иракскому народу взамен тоталитарного режима.
3. На деле война в Ираке была лишь этапом реализации всемирного Pax Americana в соответствии с установками неоконсервативного, агрессивного крыла политического истэблишмента, которое в настоящее время находится у власти в США.
4. Политика неоконсерваторов опирается на ряд постулатов:
4.1. Мир после победы над СССР в холодной войне коренным образом изменился: осталась лишь одна сверхдержава – США, стратегическая цель которых – не допустить появления глобального соперника.
4.2. Мощь США основана на примерно четверти ВВП всего мира, более чем половине капитализации мировых финансовых рынков, половине мировых военных расходов, 70-80% мировых расходов на военные НИОКР.
4.3. Однако США не чувствуют себя в безопасности из-за угрозы международного терроризма, опирающегося на несколько «государств-изгоев», которые противостоят США и не вписываются в Pax Americana.
4.4. Перед лицом этой угрозы США вправе наносить упреждающие удары по своему усмотрению, не считаясь ни с ООН, ни с международным правом, ни со своими союзниками по НАТО.
4.5. Оправданием и легитимизацией этих действий служат теракты 11 сентября.
5. В качестве экономического и стратегического приза в Ираке США получают контроль над вторыми в мире ресурсами нефти (17-18 млрд. т).
5.1. В условиях, когда обрушились мировые финансовые рынки, замедлился рост или началось падение производства в США, ЕС и Японии, лопнул мыльный пузырь корпораций информационных технологий, на первый план вновь выдвинулась реальная экономика и, в частности, ее ресурсное обеспечение сырьем, особенно углеводородами.
5.2. Практически полный контроль над зоной Персидского залива – главного нефтяного резервуара планеты резко усиливает позиции США в рамках нового мироустройства, структурированного в их интересах.
6. Глобальная система, которую пытаются создать США, не имеет устойчивого характера.
6.1. В ней не заложено саморегулирующегося равновесия.
6.2. Она предполагает неравновесие и хаотичное развитие событий, разрушая международные структуры, в особенности ООН, призванную поддерживать международный мир и безопасность.
6.3. Последствием политики Вашингтона будет распространение ОМУ, всплеск терроризма и новые войны.
6.4. Имперский синдром в США сталкивается с растущим антиамериканизмом в большинстве стран, а имперский потенциал не безграничен.
7. Война в Ираке, вызвавшая серьезные противоречия в НАТО, была симптомом более глубокого расхождения между США и рядом их европейских союзников по вопросам стратегии и методов ее осуществления.
7.1. Курс неоконсерваторов в Вашингтоне предполагает отношения вассалитета межу европейскими союзниками и США.
7.2. Это идет вразрез с интересами политических и экономических элит в Европейском Союзе, экономический потенциал которого почти равен США, традициями и настроениями большинства европейцев.
7.3. С исчезновением общего противника – СССР исчез стимул сплочения НАТО под лидерством США.
7.4. Наиболее независимый курс стали проводить Франция и Германия, которые вместе с Бельгией и Люксембургом приступили к формированию отдельных от НАТО совместных вооруженных сил.

8. На региональном уровне война в Ираке резко дестабилизировала весь Ближний и Средний Восток.
8.1. Создание устойчивого проамериканского правительства в Ираке остается под вопросом. Нет общенационального лидера. Сталкиваются межэтнические и межконфессиональные интересы (арабы–курды, сунниты–шииты). Страна фактически расколота. Среди шиитов (60% населения) доминируют антиамериканские настроения.
8.2. Объектом давления США становится Сирия, слишком медленно идущая навстречу американским требованиям. Возможное решение – или военная операция по типу иракской или подрыв режима изнутри.
8.3. Под угрозой – Иран, причисленный Вашингтоном к «оси зла». После быстрого поражения Ирака шиитское руководство страны, с одной стороны, видимо будет форсировать создание ОМУ, с другой – попытаться найти компромисс с США. В настоящее время Иран практически окружен американскими войсками и базами.
8.4. Правящая династия в Саудовской Аравии (первая в мире страна по запасам нефти – 34-35 млрд. т) опасается, что Вашингтон может спровоцировать ее свержение или раскол государства, несмотря на давние союзнические связи с США. Большинство исполнителей терактов 11 сентября – саудовцы. В стране очень сильны антиамериканские настроения и одновременно велико недовольство правящей династией.
8.5. Прозападные автократические режимы в Египте и Иордании, зависимые от американской помощи, маневрируют между требованиями Вашингтона и антиамериканизмом масс, раскаленным в результате политики Израиля и войны в Ираке. «Демократизация» режимов и свободные выборы могут привести к власти исламистов.
9. Попыткой сбить антиамериканские настроения в регионе может быть более активное участие Вашингтона в урегулировании израильско-палестинского конфликта.
9.1. С этой целью опубликована «Дорожная карта» – план постепенного урегулирования, который якобы приведет к созданию палестинского государства и миру между арабами и израильтянами.
9.2. На пути осуществления этого плана стоит политика израильского руководства, которое попытается выхолостить из проекта палестинского государства его реальные государственные функции, решить все разногласия (границы, поселения, статус Иерусалима, беженцы) в свою пользу.
9.3. Мирное урегулирование будут срывать и экстремистские палестинские организации, которые вряд ли откажутся от терроризма.
10. Россия находится в очень сложном положении.
10.1. С одной стороны, пытаясь найти свое место в глобализации и осознавая свою военную и экономическую слабость, предположительно – временную, она стремится установить партнерские отношения с могущественной сверхдержавой. При этом Россия вынуждена делать одну уступку за другой.
10.2. С другой стороны, интересам России не соответствует курс американских неоконсерваторов на установление Pax Americana.
10.3. В целях обеспечения международных условий для своего внутреннего развития Россия стремится к укреплению принципов международного права, авторитета ООН и его Совета Безопасности, который – единственный институт в мире – может легитимизировать применение силы. Но действия США подрывают как международное право, так и авторитет ООН, что было продемонстрировано в Югославии и Ираке.
10.4. Дестабилизация Ближнего и Среднего Востока, предполагаемая цепная реакция приобретения ОМУ рядом стран, возможная вспышка терроризма и локальные войны – все это противоречит интересам России.
10.5. Контуры оси Париж–Берлин–Москва существуют пока гипотетически: интересы Германии и Франции тесно переплетены с США и слабо ориентированы на Россию; ЕС не идет на уступки России по важным для нее вопросам (долги, ВТО, Калининград, визы, Чечня и др.).
10.6. Как в условиях американской оккупации Ирака, так и после образования проамериканского правительства существенные экономические интересы России в этой стране вряд ли будут приняты во внимание.
10.7. Самое опасное развитие событий для России состоит в том, что на волне эйфории, вызванной победой в Ираке, Вашингтон может попытаться предпринять какие-то силовые действия против стран, руководство которых его не устраивает, например, Ирана или Северной Кореи, а при каких-то особых обстоятельствах – и против Белоруссии.
В этих условиях нелишне вспомнить слова российского царя Александра III: «У России есть только два союзника – армия и флот». И наука, добавим мы, без которой невозможно ни экономическое развитие, ни укрепление оборонного потенциала страны.
Кроме того, Президиум РАН рассмотрел ряд вопросов, касающихся проведения Общего собрания РАН.
Присоединенные файлы Текст сообщения ( Сообщ13.doc 81.00 KB )

Подразделы

Объявления

©РАН 2024