Заседание Президиума Российской академии наук 16 ноября 2004

16.11.2004

16 ноября 2004 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Президиум заслушал научное сообщение “Долгосрочная экономическая стратегия России и Дальний Восток” (Инфраструктурные проекты как фактор социально-экономического развития Дальнего Востока).

16 ноября 2004 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук Президиум заслушал научное сообщение “Долгосрочная экономическая стратегия России и Дальний Восток” (Инфраструктурные проекты как фактор социально-экономического развития Дальнего Востока).

Докладчик - член-корреспондент РАН Ишаев Виктор Иванович

Проблемы социально-экономической динамики России и все более заметное вовлечение ее в процессы глобализации обусловливают актуальность региональной составляющей этих процессов. В реальной жизни глобализация в первую очередь проявляется на микроуровне, в том числе на уровне отдельных отраслей, фирм и регионов. Учитывая тот факт, что Россия представляет собой достаточно сильно дифференцированную пространственную социально-экономическую систему с разным уровнем развития и потенциалов ее регионов, я позволю себе продемонстрировать актуальность этой темы на примере Дальнего Востока.

Формально, если анализировать основные макроэкономические индикаторы, региональная динамика после финансового кризиса 1998 года соответствует среднероссийским тенденциям. Но на самом деле экономика Дальнего Востока до сих пор находится в сложном положении, что оказывает влияние и на параметры, характеризующие социальное развитие. Регион не может преодолеть последствия кризиса 90-х годов, несмотря на формально программный способ его развития, откорректированный в 2002 году. Экономика региона и его сырьевой сектор получили импульс в результате резкого снижения курса рубля в 1998 году, но все же значительно меньший, в силу структурных особенностей, чем регионы, связанные прямо или косвенно с добычей нефти и газа. Кризис в экономике Дальнего Востока оказался более продолжительным и глубоким, чем в среднем по стране.
После финансового кризиса 1998 года ситуация на Дальнем востоке стала выправляться. Так ВРП региона растет, хотя и медленнее, чем по России в целом. Темпы роста ВРП Дальнего Востока на протяжении всего анализируемого периода уступали аналогичному показателю для национальной экономики. Разница в темпах за весь период составила 7.6 процентных пункта (136.4 % - для национальной экономики, 128.8 % - для Дальнего Востока).
Имеет место значительный разрыв в темпах роста промышленного производства. Рывок 2000-го года, который был в основном обеспечен резким ростом машиностроения в Хабаровском крае, не был подкреплен в других дальневосточных субъектах. В отличие от среднероссийской динамики в 2001-2002 годах на Дальнем Востоке объем промышленного производства вообще абсолютно сокращался. В итоге разница в темпах составила 25.9 процентных пункта. То есть, промышленность региона в среднегодовом исчислении росла в 1.2 раза медленнее, чем весь промышленный комплекс страны.
Неудовлетворительное состояние экономики обусловило и отставание в росте доходов населения региона. Только последние два года темп роста реальной заработной платы на Дальнем Востоке был более высоким, чем в среднем по стране. Однако за четыре года разрыв в темпах составил 27.6 процентных пункта. Регион по-прежнему утрачивает свои позиции в привлечении населения и рабочей силы. Поэтому население его, несмотря, казалось бы, на то, что пик экономического спада пройден, продолжает сокращаться.
За период с 1991 по 2004 годы сокращение постоянного населения составило 1 миллион 432 тысячи человек, в том числе за счет миграции– 1 миллион 292 тысячи (90.2 %) и за счет естественной убыли – 140 тысяч человек или 9.8 % населения. Если в стране в целом сокращение численности населения почти прекратилось, то регион за пять лет потерял 3.3 % или около 320 тысяч человек своего населения по сравнению с 1998 годом.
Несмотря на то, что средний уровень душевых доходов на Дальнем Востоке в 2002 году в номинальном выражении был выше на 5 %, чем по стране в среднем (4150 рублей на Дальнем Востоке против 3950 рублей в РФ), однако стоимость жизни в регионе значительно выше, чем в стране. По данным официальной статистики стоимость фиксированного набора потребительских товаров услуг на треть выше среднероссийского уровня.
В силу более высоких цен потребительского рынка по нашей же оценке величина прожиточного минимума на Дальнем Востоке не менее чем на 40 % выше, чем в среднем по России. Это приводит к тому, что доля бедного населения на Дальнем Востоке выше среднероссийского уровня.
Отставание в темпах промышленного роста и роста ВРП относительно среднероссийских показателей косвенно указывает на то, что Дальний Восток по-прежнему «не востребован» на внутреннем российском рынке. По крайней мере «спрос» на Дальний Восток в темпах отстает от общего национального импульса.
Будучи слабо востребованным, в 1990-х годах на национальном рынке экономика региона стала, с одной стороны, развиваться в автаркичном режиме, а, с другой стороны, переориентировалась на внешние рынки. Доля внешнего рынка постоянно возрастала с 6 % в 1990 году до 10 % в 1995 году и 18 % в 2000 году.
Развитие экономических взаимоотношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона представляет собой в настоящее время одну из главных задач внешней политики российского государства. В этих условиях совершенно естественно, что регионы российского Дальнего Востока являются главными проводниками вхождения России в АТР. В то же время необходимо учитывать, что на Востоке у России расположены соседи, каждый из которых по своей экономической мощи значительно превосходят нашу страну. Япония, Китайская Народная Республика и даже Республика Корея по ряду важных показателей превосходят Россию.
Россия сталкивается на Востоке с чрезвычайно сложной ситуацией, когда практически каждый из ее ближайших соседей не только значительно превосходит ее по своей экономической мощи сегодня, но и располагает мощным потенциалом развития на достаточно длительный срок.
Форпостом восточной политики России является Дальний Восток. Ресурсный потенциал региона – огромен. Он может быть реализован в экономических проектах, хотя это непростая задача и с точки зрения привлечения необходимых для этого инвестиций, и в смысле создания благоприятного инвестиционного и общего экономического климата, и т.д. Но это все – задачи как бы второго плана. По сути дела в результате процессов глобализации мировой экономики через осуществление энергетического сотрудничества жизненное пространство Китая, Кореи и Японии распространяется на огромную территорию России. Слабо развитые и редко населенные территории Сибири и Дальнего Востока окажутся один на один с гигантским экономическим и демографическим потенциалом этих стран. Следовательно, экономическая динамика сопредельных с Дальним Востоком стран, вступление России в ВТО, интеграция ее в мировое сообщество объективно делают особенно актуальным преодоление ряда угроз.

Противодействовать этим угрозам необходимо по следующим направлениям:

• сохранение постоянного населения посредством повышения уровня и качества его жизни, развитие человеческого
капитала;
• опережающее и комплексное развитие инфраструктуры;
• диверсификация экономики региона и развитие обрабатывающих производств;
• привлечение инвестиций национального бизнеса и государственное финансирование перспективного развития
региона.

На наш взгляд, существует много возможностей для развития и укрепления как двухсторонних, так и многосторонних отношений, чтобы обеспечить ускоренное развитие экономики в регионе. Дальний Восток обладает необходимыми предпосылками для эффективного участия в международном разделении труда и интеграции.

В этих условиях совокупность производственных и инфраструктурных проектов международного уровня, прежде всего в области транспорта и энергетики, интерес к которым заметно усилился в последнее время, представляет собой широкомасштабную долговременную программу развития сотрудничества, кооперации и интеграции.
Важным направлением взаимовыгодного сотрудничества является воссоздание и модернизация Транссибирского контейнерного моста «Европа-АТР» за счет реконструкции Транссиба и БАМа, морских портов и магистральных автомобильных дорог.
Известно, что основную часть нефти и газа Россия экспортирует в страны Европы, и основные нефтегазовые проекты осуществляются в этом регионе. Мне уже неоднократно приходилось обращать внимание на то, что запасы и развитый сектор добычи топливных ресурсов позволяют России быть нетто-экспортером, в то время как страны АТР имеют устойчивую тенденцию увеличивать нетто-импорт нефти и газа. Есть основания полагать, что роль России в этом регионе в первой половине 21-го века увеличится. Есть несколько факторов и тенденций в мировом и российском развитии, которые позволяют мне оптимистично придерживаться этой гипотезы.
Освоение перспективных запасов углеводородов потребует создания мощной и разветвленной системы трубопроводного транспорта. Основой системы транспортировки углеводородов на востоке России должен стать нефте- и газопровод из Восточной Сибири до тихоокеанского побережья. На этой базе в будущем можно будет создать предлагаемую японскими учеными кольцевую систему трубопроводов, охватывающую весь регион Северо-восточной Азии.
Важнейшим восточным проектом является строительство нефтепровода из Восточной Сибири до Тихоокеанского побережья. Перспективным выглядит проект нефтепровода в варианте Тайшет-Находка. Строительство нефтепровода в таком варианте позволяет вовлечь в эксплуатацию запасы не только Восточной Сибири, но и Якутии. Российские производители нефти получат возможность занять достойное место поставщиков нефти и продуктов их переработки на рынке стран АТР, смогут оперативно реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка. Кроме того, строительство нефтепровода до Находки обеспечит полную загрузку нефтеперерабатывающих предприятий Дальнего Востока, позволит поднять конкурентоспособность продукции от переработки нефти за счет снижения транспортных тарифов.
В этом же контексте возможно целесообразнее было бы рассмотреть вариант строительства нефтепровода до порта Ванино. Мы поддерживаем также точку зрения, в соответствии с которой эффективность транспортной системы региона можно увеличить, если переключить большую часть нефтеперевозок для северных районов с Транссиба на Ванино. Этот порт может дать дополнительный экономический эффект, если он будет развиваться комплексно, с учетом его роли в экспорте леса, угля и других товаров.
Крупным районом газодобычи в период 2010-2020 гг. станет Восточная Сибирь. Здесь, а также в сопредельных районах Дальнего Востока добыча газа будет развиваться на базе освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области, Чаядинского нефтегазоконденсатного месторождения в Республике Саха (Якутия), а также шельфовых месторождений на Сахалине.

В рамках проекта формирования газопроводной системы "Восточная Сибирь – Дальний Восток" основанного на крупномасштабных экспортных поставках сетевого газа из России в АТР, предполагается в 2007-2015 годах соединить трубопроводной сетью газодобывающие центры Восточной Сибири и построить магистральный газопровод на восток до российских портов на Дальнем Востоке. Промышленные запасы природного газа в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) позволяют решить эту проблему.

Совещание, проведенное Президентом РФ в феврале этого года в Хабаровске, а затем прошедшая выездная сессия Отделения общественных наук РАН, акцентировали внимание на необходимости нового прочтения приоритетов развития региона. Инфраструктурный аспект развития, казалось бы, обычный и неотъемлемый аспект любой стратегии или программы долгосрочного развития. Однако анализ экономической ситуации на Дальнем Востоке дает основания утверждать, что комплексное развитие инфраструктуры является основополагающим моментом для реализации его перспектив.
Дальний Восток необходимо рассматривать не просто как территорию для расширения российского экспорта в АТР, а в первую очередь исходя из необходимости развития самого региона, реализации его потенциала.
Таким образом, формирование инфраструктурной международной сети в комплексе с развитием добывающих и перерабатывающих производств на самом Дальнем Востоке открывает перспективы получения положительных эффектов не только на Дальнем Востоке, но и в национальной экономике в целом.

Члены президиума рассмотрели вопрос о присуждении премий 2004 года: имени И.М. Губкина (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения наук о Земле), имени Д.С. Коржинского (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения наук о Земле), имени А.Е. Ферсмана (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения наук о Земле), имени О.Ю. Шмидта (представление Экспертной комиссии и Бюро Отделения наук о Земле).

Президиум РАН постановил:

- присудить премию имени И.М. Губкина 2004 года члену-корреспонденту РАН Соколову Борису Александровичу (посмертно) и академику Хаину Виктору Ефимовичу за серию работ «Создание эволюционно-геодинамической концепции флюидодинамической модели нефтеобразования и классификации нефтегазоносных бассейнов на геодинамической основе».
Авторы указанной серии работ, сочетая динамический и эволюционно-генетический подходы, создали новую эволюционно-динамическую концепцию нефтегазообразования как основу более совершенного подхода к оценке потенциала осадочных бассейнов. Нефть и газ в осадочных бассейнах, согласно этой концепции, возникают в результате взаимодействия двух разнонаправленных вещественно-энергетических потоков. Б.А. Соколов и В.Е. Хаин разработали классификацию нефтегазоносных бассейнов на геодинамической основе, учитывающую уровень развития осадочного бассейна, его эволюцию в пространстве и во времени. Разработанная концепция нашла применение при оценке перспектив нефтегазоносности разных регионов нашей страны и зарубежья.

- присудить премию имени Д.С. Коржинского доктору геолого-минералогических наук Зарайскому Георгию Павловичу (Институт экспериментальной минералогии РАН) за монографию «Зональность и условия образования метасоматических пород».
Монография Г.П. Зарайского является выдающейся работой в области физико-химической петрологии и минералогии. Разработанный им метод прямого экспериментального моделирования зональных метасоматических колонок позволил впервые в мировой науке воспроизвести все главные типы околорудных метасоматических пород, а также количественно определить граничные условия их формирования. Полученные экспериментальные данные подтверждают и развивают теорию метасоматической зональности Д.С. Коржинского. Работа имеет важное значение для геологической науки и практики.

- присудить премию имени А.Е. Ферсмана академику Рябчикову Игорю Дмитриевичу за серию работ «Геохимия, флюидный режим и генезис магм, связанных с мантийными плюмами».
Серия статей И.Д. Рябчикова, опубликованных в период с 1997 г. по 2003 г., охватывает широкий круг взаимосвязанных вопросов геохимии и геодинамики. Их разработка базируется на данных личных исследований автора и анализе опубликованных материалов. Все публикации отражают результаты исследований расплавных и флюидных включений в магматических породах Сибирской трапповой провинции и Гавайских островов, происхождение которых, безусловно, связано с мантийными плюмами. Представленные статьи позволяют подойти к решению фундаментальных проблем, касающихся механизмов глобальной дифференциации Земли и других планет земной группы. Выдвигаемая серия работ И.Д. Рябчикова свидетельствует о значительности его вклада в геохимию и петрологию глубинных геосфер, разработку теории процессов глубинного магмообразования и отвечает развитию идей А.Е. Ферсмана.

- присудить премию имени О.Ю. Шмидта доктору географических наук Алексееву Генриху Васильевичу (Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета) за серию работ «Исследование изменений в климатической системе Арктики».
В работах Г.В. Алексеева получены новые научные результаты об изменении состояния водных масс арктического бассейна и содержания пресной воды в его верхнем слое на протяжении большей части XX столетия, выявлены особенности изменения приповерхностной температуры воздуха в Арктике, показана цикличность изменений ее климата во времени и неоднородность по пространству на протяжении всего XX столетия. Его работы внесли важный вклад в создаваемую информационно-аналитическую систему мониторинга изменения климата Арктики. Полученные результаты имеют важное научное и народно-хозяйственное значение в свете возрастающего интереса к изменениям климата для освоения и развития северных территорий России и Северного морского пути в духе идей О.Ю. Шмидта.

Члены Президиума также обсудили и приняли решения по ряду других научно-организационных вопросов.
Информация предоставлена Пресс-службой РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024