Международная конференция в честь 100-летия со дня рождения Сергея Никольского

24.05.2005

В Москве под эгидой Российской академии наук откроется международная конференция в честь 100-летия со дня рождения Сергея Никольского

В Москве под эгидой Российской академии наук откроется международная конференция в честь 100-летия со дня рождения Сергея Никольского. Выдающийся ученый-математик возглавляет большую научную школу.

О проблемах средней школы академик Сергей Никольский высказался в интервью « Политическому журналу»:

«Суть реформы образования заключается в том, что «умные» головы сверху нашли нужным ввести в учебные планы школ новые обязательные предметы спорного – с точки зрения их необходимости для развития общего среднего образования – назначения. Роль функциональных школьных предметов (русский язык, литература, математика, естественные науки) при этом уменьшается. Поэтому объем и уровень фундаментальных знаний, способность учащихся к самостоятельному мышлению снижаются.

Я буду говорить о предмете, который знаю достаточно хорошо, а именно о математике. Российская школьная математика всегда стояла на трех китах: арифметика, тестовые задачи, геометрия. Отказ от традиционного содержания, стремление модернизировать школьные программы (а в последнее время и прямое подражание не лучшим западным образцам) стали еще одной причиной наблюдаемых сегодня кризисных явлений.

Дело в том, что образовательные процессы подчиняются строгим биологическим законам и ускорить их невозможно, подобно тому, как нельзя ускорить вынашивание плода. Человек, получивший хорошее фундаментальное образование, гораздо быстрее приспособится к условиям современной жизни, сумеет найти в ней свое место. Однако наши реформаты-модернизаторы предлагают значительное сокращение часов на математику, упрощение программ. При этом сообщают нам, что отечественная школа должна в основном выпускать исполнителей и пользователей. Но именно исполнители и пользователи, не понимающие сути происходящих процессов, являются основной причиной всех современных технологических катастроф. И никакая «защита от дурака» здесь не поможет.

– Сверху школу планомерно приводят в упадок, чтобы она понижала уровень образования. Все новые стандарты ведут к снижению – например, математики в младших классах остается всего три-четыре часа в неделю. Арифметика нужна всем: и в человеческом, и в техническом обиходе, в том числе как дающая перспективу для освоения алгебры и вообще любых наук. Будем исходить из того, что арифметика в полном объеме необходима на протяжении всей сознательной жизни. Поэтому именно ее (в полном объеме, с пропорциями и процентами) дети должны узнать по возможности в ранние годы.

Чтобы не подумали, что у меня ностальгия по советскому периоду, начну с примера из царских времен. В то время в России изучение арифметики заканчивалось в шестом классе, то есть к 13-летнему возрасту. В 1949 году на этот предмет выделялось 550 часов, в 1975-м – 400, а в 1999-м – всего 350. Как итог наши дети лишаются элементарных знаний. Ученику, который осваивал азы всего три часа в неделю, поступление в высшие и средние учебные заведения не грозит. В каждой школе должен быть хотя бы один нормальный математический класс, который обеспечивал бы полное элементарное образование.»

 

©РАН 2019