Плод компромиссов. Каким стал закон о РАН?
13.07.2018
Госдума РФ приняла в заключительном третьем чтении
законопроект, содержащий поправки к закону о Российской академии наук (253-ФЗ),
внесенному в феврале нынешнего года Владимиром Путиным.
Президентский законопроект предусматривает повышение статуса
Академии наук и расширение ее полномочий, уточняет цели и задачи РАН,
направления деятельности. В частности, к целям деятельности академии теперь
будут относиться научно-методическое руководство научной и научно-технической
деятельностью исследовательских организаций, работающих в том числе в системе
высшего образования, координация научных исследований в сфере
оборонно-промышленного комплекса, прогнозирование основных направлений
научного, научно-технологического и социально-экономического развития страны.
В задачи академии включено проведение “финансируемых за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета фундаментальных и поисковых научных
исследований, в том числе реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса
в интересах обороны страны и безопасности государства”. Это долгожданное
нововведение, которое переводит РАН из разряда “клуба ученых” в статус
полноценной научной организации, вернее возвращает ей этот статус. Правда, не
очень понятно, как, академия сможет реализовать это вновь обретенное право, не
имея в структуре научных институтов.
Прописаны в поправках и другие важные функции академии,
например, “разработка Программы фундаментальных научных исследований на
долгосрочный период, ее представление в правительство, организация и
координация исследований, проводимых в рамках программы научными и
образовательными структурами, иными субъектами научной и научно-технической
деятельности”.
Кроме того, РАН получает право “направлять в органы власти
предложения по развитию законодательства и по вопросам, относящимся к своей
сфере деятельности, проводить по ним публичные слушания”. Что в данном случае
имеется в виду, не совсем понятно. Процедура проведения публичных слушаний на
региональном и муниципальном уровнях для непосредственного участия населения в управлении
детально отрегулирована законодательством. Федеральный уровень предусматривает
только парламентские слушания в палатах Федерального Собрания РФ и общественные
слушания в Общественной палате РФ, причем инициируют эти обсуждения сами
перечисленные органы. Возможно, речь идет об опросах, круглых столах и прочих
формах взаимодействия с общественностью. Но использовать их в своей работе
академии и раньше никто не запрещал.
Более всего расширен и наполнен конкретикой раздел,
касающийся участия РАН в организации международного научного сотрудничества. В
нем отражены такие новые функции академии, как проведение совместно с научными
организациями иностранных государств фундаментальных и прикладных исследований,
участие в реализации международных научных и научно-технических программ и
проектов от имени Российской Федерации на основании решений президента или
правительства. Еще одно важное решение, которого многие ждали: перед РАН
поставлена задача по возобновлению международного академического обмена и “реализации
программ международной академической мобильности для повышения квалификации
научных и научно-педагогических кадров и проведения научных исследований”.
Есть в законе и пункт про научную дипломатию: академия
призвана “содействовать развитию научных, образовательных, культурных,
экономических, информационных и иных гуманитарных связей с государственными и
негосударственными структурами иностранных государств”.
Стоит обратить внимание и на такую далеко не формальную
поправку, явно повышающую статус РАН: вместо представления президенту и
правительству докладов “о состоянии фундаментальных наук в РФ” она должна будет
давать власти ежегодный отчет “о реализации государственной научно-технической
политики”.
Ну, и самое важное. Спор между РАН, Комитетом Госдумы по
образованию и науке и академическим сообществом с одной стороны, и
правительством с другой о том, давать академии право согласовывать вопросы
реорганизации и ликвидации научных учреждений, которые входили в структуру РАН,
РАМН и РАСХН, или разрешить ей эти вопросы рассматривать, завершился в пользу
ученых. Напомним, вначале правительство дало положительное заключение на
внесенный президентом документ, но после того как Госдума приняла законопроект
в первом чтении, кабмин вдруг представил “поправки в поправки”, открывающие
широкие возможности для произвола чиновников.
Благодаря жесткой позиции профильного комитета Госдумы и
активности научной общественности право РАН согласовывать вопросы реорганизации
и ликвидации академических НИИ удалось отстоять. Но на определенный компромисс
Госдума все же пошла: вопросы, связанные с внесением изменений в уставы
институтов и утверждением уставов в новой редакции академия будет только
рассматривать. Хотя в президентском тексте здесь тоже предполагалось
согласование.
Любопытная деталь. На круглом столе по правовому обеспечению
научной деятельности, недавно проходившем в РАН, председатель Комитета по
образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов заявил, что Академия наук будет
согласовывать решения о реорганизации и ликвидации всех федеральных
государственных научных организаций, которые не подведомственны структурам,
находящимся в прямом подчинении президента страны. Однако документального
подтверждения эта идея не получила, и речь в принятом законе идет исключительно
о научных институтах, ранее подведомственных ФАНО.
Запутанным и малопонятным стал пункт, описывающий механизм
прекращения полномочий руководителей академических институтов и назначения
исполняющих обязанности директоров этих организаций. В первом варианте речь шла
о согласовании соответствующего решения уполномоченного федерального органа
исполнительной власти с Президиумом РАН. В прошедшем же третье чтение документе
говорится, что действия по увольнению директора НИИ и назначению врио
“осуществляются в случаях, установленных Правительством РФ, по согласованному с
президентом РАН решению уполномоченного федерального органа исполнительной
власти”. В чем тут закавыка и как все это будет работать, покажет время.
В Академии наук довольны принятым Госдумой документом: об
этом заявил президент РАН Александр Сергеев. Однако остается вопрос, сможет ли
академия использовать свой новый мандат при существующем финансировании?
Согласно подписанному недавно Владимиром Путиным закону о внесении поправок в
федеральный бюджет 2018 года, вместо запрошенного дополнительного миллиарда
рублей РАН получила только 366 миллионов.
Надежда ВОЛЧКОВА, Поиск