Далекие отзвуки большого взрыва

08.12.2014

От научной идеи – к реализации 29 октября состоялась встреча президента РАН с президентом РФ В.В. Путиным, где были представлены четыре крупных инновационных проекта, подготовленных учеными РАН. Проекты были одобрены и приняты к реализации. Первый проект связан с парогазовыми установками. Использование двухступенчатых парогазовых установок, которые позволяют достичь большой энергетической эффективности, — это серьезный резерв экономии топлива и возможность получения до 40 ГВт дополнительной электроэнергии. Их можно применять также в «малой энергетике». Второй проект — «Умные сети» (Smart grid). Сегодня в России требуют замены 60–70% электросетевого оборудования. Меняя старое оборудование на новое, можно сочетать энергетические сети с современными информационными технологиями и устройствами на новых физических принципах, создавая «умную» систему, которая способна сама сигнализировать о своем состоянии — неполадках и сбоях, внутренне диагностировать и контролировать себя из центра. Третий проект — опережающее развитие Сибирского и Дальневосточного регионов за счет создания сети высокотехнологичных скоростных железных дорог, что даст новый толчок индустриализации и освоению огромной территории. Четвертый проект, предложенный Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, — создание суперкомпьютера в комбинации с математическим обеспечением. Наш журнал будет внимательно следить за реализацией этих проектов и подробно информировать своих читателей. Цель фундаментальной науки — получение новых знаний о мире. С.П. Капица говорил, что самое ценное в ней — это мысль, и ее нельзя планировать. Действительно, настоящие прорывы в науке происходят в самых неожиданных направлениях. Автор главной статьи настоящего номера «Маяк Большого взрыва» физик-теоретик Лоуренс Краусс рассуждает о возможном обнаружении идущих из ранней Вселенной гравитационных волн. В случае подтверждения можно будет установить связь между гравитацией и квантовой теорией и, может быть, даже доказать существование других вселенных. Создание новой системы инновационного развития — одна из наиболее актуальных сегодняшних задач. О том, как она решается в Республике Беларусь, можно узнать из статьи «Свой среди своих» — интервью с недавно избранным членом Национальной академии наук Беларуси, вице-президентом РАН, председателем СО РАН А.Л. Асеевым. Академия жива, пока есть преемственность научных школ, поколений. Как воспитать будущего ученого? Этому посвящен материал «Физтех-лицей: "Главное — это наука. И любовь"» об уникальном учебном заведении, которому в этом году было присвоено имя выдающегося ученого, создателя «системы Физтеха» П.Л. Капицы, считавшего, что правильные обучение и воспитание — это «фундаментальная задача, от решения которой может зависеть будущее нашей цивилизации не только в одной стране, но в глобальном масштабе». В заключение хочу поздравить вас, дорогие читатели и коллеги, с наступающим Новым годом и пожелать крепкого здоровья, бодрости духа, оптимизма и творческого вдохновения. Счастья и мира вам, вашим родным и близким! До встречи в новом, 2015 году!

Редакция журнала «В мире науки / Scientific American»