3 октября 2006 г. Минобрнауки положительно оценило свою целевую программу и увеличило ее финансирование.

03.10.2006



3 октября 2006 г. Минобрнауки положительно оценило свою целевую программу и увеличило ее финансирование

У современной российской науки есть системная проблема – на сегодняшний день она не способна предоставить на рынок конкурентоспособные товары. Поэтому главная задача - сделать из технологии конкурентоспособный на мировом рынке товар. Для этого важно формировать инновационную инфраструктуру: консалтинговые компании, центры трансфера технологий, обеспечивающих трансляцию сигналов рынка в науку.

Адекватной реакцией науки должно быть формирование предложения на рынке. У России есть примеры успешной работы научных институтов и вузов на внешнем и внутреннем рынках, но масштаб этих успехов пока незначителен. Об этом во вторник заявил заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов на прошедшем в РИА «Новости» круглом столе на тему «Государственная политика в научно-технологической сфере России на 2007-2012 годы».

По мнению Д. Ливанова, российская наука испытывает трудности из-за отсутствия спроса со стороны экономики на научные разработки. «Данные статистики говорят о том, что спрос со стороны экономики на новые технологии невелик. Но даже существующий спрос нашей наукой удовлетворяется только на 50%. Остальная половина спроса удовлетворяется за счет импорта, что говорит о технологической зависимости страны. Поэтому наша задача стимулировать его», - пояснил замминистра.

Он сообщил, что на реализацию программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» в 2007 году из госбюджета будет выделено 11,66 млрд руб.

Замминистра пояснил, что при реализации новой программы основные расходы планируются на НИОКР, а инвестиционная компонента будет учтена в других целевых программах.

Главным отличием от прежней программы, принятой на 2005-2006 гг., по словам Д. Ливанова, будет смещение акцентов в сторону ускоренного формирования научной базы для коммерциализации путем расширения работ по разработке технологий. Это связано с тем, что существующий еще с советских времен технологический задел практически исчерпан. «Мы не можем экстенсивно пользоваться технологическими результатами, и поэтому необходимо инвестировать больше ресурсов в разработку новых, конкурентоспособных на мировом рынке технологических решений», - пояснил представитель Минобрнауки.

Он также отметил, что наряду с повышением бюджетной обеспеченности занятых в науке кадров необходим переход к масштабным инвестициям в научных организациях, в частности, за счет формирования приборной базы. Смещение акцентов произойдет также за счет поддержки конкретных научных организаций, т.е. за счет стимулирования спроса со стороны компаний. Для этого, по словам Д. Ливанова, важно обеспечить стимулирование устойчивых связей между элементами инновационной системы. В частности, по его мнению, необходимо интегрировать вузы и малые инновационные предприятия в систему научно-технических связей страны и обеспечить их включение в цепочки образования прибавочной стоимости. Кроме того, необходимо создать условия для развития связей малых наукоемких компаний–потенциальных резидентов технико-внедренческих ОЭЗ с вузами и научными организаций для обеспечения синергетического эффекта инвестиций в инфраструктуру ОЭЗ и в НИОКРы в рамках программы Минобрнауки.

Еще одно новое направление программы – привлечение частного бизнеса к развитию инноваций. К непосредственному участию в конкретизации научно-технологических приоритетов будут привлекать наиболее жизнеспособные подразделения научных организаций и бизнес. «Для формирования ядра конкурентоспособных научных организаций в госсекторе и концентрации ресурсов на их развитие необходимо поддержать процессы формирования негосударственного сектора исследований и разработок частных научных инновационных компаний», - пояснил Д. Ливанов.

По его словам, для стимулирования софинансирования инновационных разработок со стороны частных компаний им будут предлагаться на рассмотрение интересующие их темы и проекты. Представители бизнеса будут широко привлекаться к экспертизе и формированию технического задания и к оценке результатов проектов.

Замминистра подчеркнул, что программа выступает в роли "ядра, создающего инфраструктуру инновационной и научно-технологической деятельности в стране в целом и обеспечивает генерацию новых знаний и технологий межотраслевого применения, использование которых в разных отраслях экономики создает мультипликативный эффект в экономике в целом".

Д. Ливанов напомнил, что важнейшим принципом, заложенным во все программные инструменты Минобрнауки, является частно-государственное партнерство. Поэтому значительная часть прикладных исследований и создание инновационной инфраструктуры будут осуществляться при непосредственном участии бизнеса. На бизнес ложится не только финансирование проектов, но и ответственность за их коммерческую состоятельность, т.е. оценка коммерческой перспективы проектов.

Подводя итоги реализации программы 2005-06 годов, Д. Ливанов сообщил, что ее ресурсы были сконцентрированы на шести четко обозначенных приоритетных направлениях: информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем и материалов; живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение; безопасность и противодействие терроризму. В новой программе все приоритеты будут сохранены за исключением последнего направления. Как пояснил Д. Ливанов, госзаказ на это направление, безусловно, будет сохранен. Но НИОКРы по этой тематике будут рассматриваться в рамках одного из обозначенных приоритетных направлений.

Реализация программы, по словам замминистра, позволила добиться качественно новых результатов: сформирована система определения приоритетов господдержки в научно-технологической сфере и обеспечена консолидация средств бюджета на приоритетных направлениях; продемонстрирована эффективность инновационных проектов, осуществляемых с участием бизнеса в разработке передовых технологий. Существенный импульс к развитию получили созданные элементы инновационной инфраструктуры: центры трансфера технологий, технопарки, инновационно-технологические центры.

Наконец, в рамках программы созданы лицензионная система принятия решений и программа обеспечивающая соблюдение интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации национальных приоритетов технологического развития.

Замминистра в целом положительно отозвался о программе, назвав ее «хорошо управляемой и приносящей ощутимые результаты». По его словам, в новой программе финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будет существенно увеличено, что «фактически обеспечит переход от режима отработки новых механизмов финансирования НИОКР к их масштабированию на фоне общего развития экономики», - пояснил представитель Минобрнауки.

В своем докладе генеральный директор государственного учреждения «Государственная дирекция целевой научно-технической программы» Андрей Петров подробно рассказал об итогах реализации целевой программы. По его словам, на ее финансирование было выделено значительно меньше средств - 7148 млн руб.

В рамках программы в общем числе проектов наибольшее количество составили проекты на темы «индустрия наносистем и материалов», «живые системы» и проекты в сфере энергетики.

В распределении активности организаций различных ведомств по участию в программе (всего получено 7500 заявок) лидируют неподведомственные научные организации. «Активнее проявило себя сообщество, представляющее частный некоммерческий сектор: некоммерческие партнерства, малые научно-технологические фирмы, прикладные институты, ставшие АО. Они выиграли 453 лота, РАН – 405 лотов. На третьем месте по активности высшие учебные заведения», - пояснил А. Петров.

По его словам, наибольшую инновационную активность проявили предприятия ЦФО, что объясняется наличием высокой концентрацией в округе научных предприятий. Однако по активности ученых из расчета количества заявок от округа на 1000 ученых в округе лидируют СФО и ПФО. ЦФО оказался в «середняках». Сибирский федеральный округ - лидер и по качеству поданных заявок, заявки из ЮФО – в аутсайдерах.

Подводя итоги дискуссии, Д. Ливанов пояснил журналистам, что инвестиции в программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» – это инвестиции в исследования, оборудование и в привлечение молодых людей к научной деятельности, и, прежде всего, это инвестиции в человеческий капитал, и не стоит оценивать эффективность программы по ее прибыльности и окупаемости. Он напомнил, что основные коммерческие эффекты инноваций возникают только через несколько лет. «Окупаемость инвестиций - это долгий путь, не менее трех лет. И нельзя забывать, что государственные инвестиции в инфраструктуру носят стимулирующий характер, но это один из элементов системы, который должен быть дополнен формированием благоприятного налогового режима для компаний и адекватного законодательства в сфере интеллектуальной собственности», - заключил представитель Минобрнауки.

 

©РАН 2019