Журнал "Тайм" определил 10 главных научных событий 2008 года

15.12.2008

Американский журнал «Time», помимо публикации списка 10 лучших новостей года, 10 лучших фотографий года, 10 важнейших прорывов в медицине, 10 лучших высказываний политиков и др., составил рейтинг 10 самых главных научных открытий 2008 года. В этот топ-лист вошли следующие события:

1. Запуск Большого адронного коллайдера

10 сентября 2008 года состоялся первый запуск крупнейшего в мире ускорителя элементарных частиц. 21 сентября в Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН) состоялась официальная церемония открытия БАКа. Праздник по поводу пуска коллайдера, был омрачен рядом поломок. Последняя авария, произошедшая 19 сентября 2008 г., привела к механическим повреждениям внутри сверхпроводящих электромагнитов, выбросу значительного объема гелия в туннель БАКа и гашению тока сразу в сотне магнитов.

В блоге физика Игоря Иванова сообщается, что 5 декабря пресс-службой ЦЕРНа был распространен пресс-релиз, в котором подтверждается, что новый запуск БАКа намечен на 2009 год. Таким образом, специалисты отказались от варианта установки клапанов на все криостаты, при котором работа на LHC задержалась бы до 2010 года.

В специальном техническом отчете, опубликованном 5 декабря, были представлены окончательные результаты расследования аварии 19 сентября и официальные планы проведения ремонтных работ. Ожидается, что к середине февраля 2009 года будут закончены ремонтные работы непосредственно в туннеле, к концу марта будут доустановлены починенные или новые магниты. К середине мая 2008 г. будет восстановлена вся инфраструктура коллайдера. Затем последует охлаждение коллайдера до рабочей температуры, так что ожидается, что к концу июня 2009 года ускоритель будет готов к новым электрическим тестам магнитов.

2. Исследование северного полюса Марса

26 мая 2008 г. по московскому времени американский зонд «Феникс» (Phoenix Mars Lander) совершил успешную посадку на Марс вблизи его северного полюса и начал исследовать ранее недоступный регион «красной» планеты. Образцы, добытые «Фениксом», должны дать ответ на вопрос о том, содержится ли там какая-нибудь органика и можно ли говорить о присутствии жизни на Марсе, если не в наше время, то хотя бы в отдаленном прошлом.

3. Создание первой синтетической формы жизни

Американский генетик Крейг Вентер (J. Craig Venter) и его коллеги создали первую в мире полностью искусственную хромосому. По сути, это открытие означает настоящую революцию в биологии, ведь теперь генетики смогут создавать новые формы жизни, не существующие в природе. «Это еще не победа, а только шаг к ней, но если дальнейшие эксперименты пройдут успешно, то мы выйдем на новый уровень развития биологии: фактически мы сможем создавать хромосомы заданного типа для выполнения конкретных задач», – заявил Вентер в интервью журналу «Огонек».

4. Выход китайских космонавтов в открытый космос

27 сентября 2008 г. офицер китайских ВВС Чжай Чжиган стал первым китайцем, вышедшим в открытый космос. Космическая прогулка продлилась чуть более получаса, после чего оба тайкунавта вернулись в свой корабль. Китай стал третьей страной вслед за Россией и США, освоившей открытый космос. В планах Китая отправить первого тайкунавта на Луну к 2020 г.

5. Число горилл в Конго много больше, чем ожидалось

Как показали исследования Общества по защите дикой природы (Wildlife Conservation Society) число западных равнинных горилл в лесах и болотах Республики Конго в два раза больше, чем ожидалось – эти места стали домом для 125 тыс. животных. В то же время война в соседней Демократической республике Конго (бывшем Заире) проникла и в Вирунгский национальный парк, угрожая жизни около 350 горных горилл – половины всего поголовья ныне живущих горилл этого вида.

6. Открытие новых экзопланет

Первые планеты, вращающиеся вокруг звезд, вне Солнечной системы, т.н. «экзопланеты» были найдены в 1995 г. В июне 2008 г. швейцарский астроном Мишель Мейор (Michel Mayor) из Женевской обсерватории открыл еще 45 маленьких экзопланет, только одна из которых оказалась в 4.2 раза больше Земли (ее ученые теперь неофициально называют «суперЗемлей»). В ноябре двум командам астрономов из США и Канады удалось получить фотографии четырех экзопланет – первые изображения неземных миров в видимом свете в оптическом диапазоне, до этого ученым удавалось получать фотографии далеких планет только в инфракрасном свете.

7. Создание «плаща-невидимки»

Исследователи Университета Калифорнии в Беркли объявили о создании «плаща-невидимки». Используя нанопровода, идущие внутри пористой алюминиевой трубки, они создали полотно в 10 раз тоньше листа бумаги, что позволило им завернуть предмет в этот материал и пустить световые волны вокруг него, делая объект практически невидимым. Журналисты «Тайм» отмечают, что маскирующее покрытие так хрупко, а его цена настолько высока, что говорить о каком-то практическом использовании пока невозможно. "Однако мы теперь живем в мире, где невидимость уже возможна".

8. Расшифровка 80% генома мамонта

В ноябре 2008 г. профессор биохимии и молекулярной биологии из Пенсильванского университета (США) Стивен Шустер (Stevan Schuster) объявил о том, что его исследовательской группе удалось расшифровать геном мамонта на 80%. Теперь это древнее животное стало самым генетически изученным вымершим видом. ДНК для исследования были выделены из шерсти мамонта, где она сохранилась лучше всего. Исследователям пришлось не только прочесть 3,3 млрд. пар нуклеотидов, но и убедиться, что все они принадлежали мамонту, а не какой-то бактерии или существу, прилипшему к его шерсти. Анализ ДНК позволил обнаружить мутацию, отличающую мамонтов от слонов, которая, вероятно, и позволила этим животным адаптироваться к жизни в холодном климате. Журналисты «Тайм» спрашивают: возможно ли вскоре создание парка Кайнозойского периода? и сами же отвечают: «нет», но ключевое слово здесь «вскоре». Сам Шустер не отрицает саму возможность воссоздания мамонта хотя бы в отдаленном будущем.

9. "Научная неграмотность" населения США

Только 25% жителей США, т.е. каждый четвертый американец, обладают «общегражданской научной грамотностью» (civic scientifically literate), т.е. в состоянии прочесть и понять статьи из научного раздела газеты The New York Times. Журналисты «Тайм» отмечают, что подобное исследование в Китае, напротив, продемонстрировало очень высокие показатели научной грамотности среди китайского населения.

10. Нахождение самой древней семьи

В центральной Германии, на территории федеральной земли Саксония-Анхальт, обнаружено человеческое захоронение, сделанное 4600 лет назад. Это самая древняя могила членов одной семьи, найденная исследователями к этому времени. В ней были найдены останки взрослой женщины, мужчины и их детей – мальчика 8-9 лет и 4-5 лет, погибших, по-видимому, насильственной смертью, об этом свидетельствуют раны на теле людей. Анализ ДНК подтвердил, что все четверо принадлежали одной семье.