http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=5a19e002-fee7-4475-960d-08f20e5df056&print=1
© 2024 Российская академия наук

Кандидаты в президенты РАН отвечают на вопросы Профсоюза работников РАН

26.05.2013



Кандидаты в президенты РАН отвечают на вопросы Профсоюза работников РАН


 

Академик Ж.И.Алфёров

 

Alferov.jpg (jpg, 105 Kб)

Программа: http://scientificrussia.ru/articles/predvybornaya-programma-vitse-prezidenta-ran-zhoresa-alferova
 

1. Что нужно сделать, чтобы повысить престиж РАН, востребованность экономикой научных результатов, максимально реализовать экспертный потенциал Академии наук и её организацией, в том числе при принятии важнейших решений на государственном уровне?

- Повысить престиж РАН сегодня можно, в первую очередь, продемонстрировав ряд новых результатов превышающих мировой уровень и принципиально могущих быть востребованными сегодня в России.

2. Видите ли Вы необходимость в реформировании РАН? Какие наиболее острые внутренние проблемы Вы собираетесь на посту Президента РАН решать в первую очередь?

- Реформирование РАН необходимо, но не для реформ, а для решения накопленных за годы жизни в «философии выживания» проблем. Первоочередные задачи — изменение роли и состава Президиума РАН и руководства отделений. Наиболее острые проблемы: привлечение молодёжи, возрождение статуса РАН как высшего научного учреждения страны, главного эксперта научно-технологического развития России для руководства страны, принятие специального закона о статусе научных работников в России, включая социальные льготы и пенсионное обеспечение.

3. Какими Вы видите пути решения таких проблем, как недостаточная прозрачность использования и распределения финансовых и материальных ресурсов на всех уровнях управления, слабая обратная связь руководства РАН с администрациями институтов и ведущими учёными, невысокая исполнительская дисциплина?

- Четкое распределение функций и ответственности за решения между Президиумом РАН, руководством отделений и институтов с отчётностью вышестоящих перед следующим за ним уровнем.

4. Какова Ваша оценка ситуации с оплатой труда в РАН? Что бы Вы предложили сделать в рамках начатой Правительством РФ реформы оплаты труда в бюджетной сфере, которая включает отмену доплат за учёную степень, перевод учёных на срочные контракты, дифференциацию зарплат по регионам? Как Вы намерены решать проблему оплаты труда ИТР и вспомогательных кадров? Ваше отношение к растущему расслоению по доходам сотрудников Академии наук?

- Необходима реформа оплаты труда с резким подъёмом базовой зарплаты по должности, включая доплату за учёную степень, резкое увеличение зарплаты ИТР и вспомогательных кадров. Необходимо развивать оплату, поощрение, премии за «результат», а не за участие. Растущее расслоение по доходам сотрудников связано прежде всего с низкими базовыми окладами и возможностью многократного увеличения «приплат» за одну и ту же работу и близость к распределению средств. «Квалификация» и «результат» - это должно быть главным в оплате труда.

5. Как повысить статус научного сотрудника? Считаете ли Вы необходимым законодательно его закрепить?

- См. ответ на п.2.

6. Какой Вы видите роль Профсоюза в жизни РАН? Как намерены с ним взаимодействовать?

- Профсоюзы в жизни РАН всегда отражали интересы научных коллективов. Важно, чтобы руководство, взаимодействуя с профсоюзом, было открытым и откровенным и в тех случаях, когда имеет совсем другую позицию. Образно говоря, не надо следовать примеру Президента Франции Олланда - «для получения голосов на выборах — пропагандировать однополые браки».

7. Каковы пути решения важнейших социально-кадровых проблем РАН — «вымывания» среднего (старше 35 лет) поколения из институтов, достойные пенсии для ветеранов науки, ставки для молодых учёных и специалистов?

- Необходимо устанавливать высокие оклады консультантам, имеющим учёные степени и работающим  РАН, других государственных академиях и вузах, что обеспечит рост среднего поколения и молодёжи. Достойные пенсии и оплата труда: см. ответы на п.2 и п.4.

8. Как Вы собираетесь обеспечить поддержку всех составляющих социальной сферы РАН — ведомственной медицины, детских садов, детских лагерей, спортивных и культурно-массовых учреждений, проведения Академиады?

- Социальной сфере необходимо уделять максимум внимания, в том числе, поддерживая ее за счет всех возможных внебюджетных источников.

9. Как планируете решать проблемы, возникающие при реализации жилищной программы РАН? Как может Академия наук обеспечить улучшение жилищных условий сотрудников, не относящихся к категории молодых учёных?

- Строительство ведомственного жилья без права приватизации, прежде всего, на землях, находящихся в оперативном управлении РАН. Открытость и строгий контроль предоставления жилья с правом приватизации.

10. Какими Вы видите аспирантуру в РАН и ВАК?

- ВАКу вернуть независимость от Минобрнауки.
Аспирантура РАН - это и образовательная структура, и подготовка научных кадров высшей квалификации. Необходимо широко использовать наш опыт Академического университета. См. раздел, посвященный образованию, моей программы «Роль РАН в современной России».

11. Нужно ли омолаживать РАН? Если да, как это сделать? Считаете ли Вы необходимым введение возрастного ценза на занятие административных должностей в РАН, ограничения сроков пребывания на руководящих постах?

- См. раздел 6 моей программы «Роль РАН в современной России». Возрастной ценз – нет, ограничение сроков пребывания на руководящих постах - да (два срока).  


 

Академик А.Д. Некипелов

Nekipelov.jpg (jpg, 110 Kб)

Программа: http://mse-msu.ru/files/PlanOfActions_publish_full.pdf


1. Что нужно сделать, чтобы повысить престиж РАН, востребованность экономикой научных результатов, максимально реализовать экспертный потенциал Академии наук и ее организаций, в том числе при принятии важнейших решений на государственном уровне?

- Необходимо вести серьезный убедительный диалог с властью, показывать роль фундаментальных исследований как основы модернизации всех сторон общественной жизни, подчеркивать нетерпимое положение с финансированием РАН, требовать решения правовых вопросов, нацеленных, в частности, на создание в рамках РАН эффективно действующего механизма коммерциализации результатов научной деятельности и  вовлечения в хозяйственный оборот временно не используемых активов. Этот диалог будет успешным только в том случае, если нам удастся продемонстрировать, что опора в сфере фундаментальных исследований на академическую форму организации науки ведет к динамичному, отвечающему духу времени развитию исследований, эффективному использованию ресурсов, выделяемых обществом на эти цели.

2. Видите ли Вы необходимость в реформировании РАН? Какие наиболее острые  внутренние проблемы Вы собираетесь на посту Президента РАН решать в первую очередь?

- Академию наук все время пытаются подвигнуть к реформам, причем реформаторам неважно, какими они будут. Мы вовсе не являемся противниками реформ, как это пытаются представить оппоненты. Но мы против изменения базового принципа финансирования науки, когда ученые самостоятельно распределяют средства между направлениями исследований. Конечно, система самоуправления РАН иногда дает сбои и нуждается в обновлении. О том, какие внутренние проблемы необходимо срочно решать, и как это делать, говорится в моей программе – в разделах «Усиление внутриакадемической конкуренции за ресурсы» и «Кадровая политика». Кстати, многие из этих задач уже решаются, просто не доведены до конца.

3. Какими Вы видите пути решения таких проблем Академии наук, как недостаточная прозрачность использования  и распределении финансовых и материальных ресурсов на всех уровнях управления, слабая обратная связь руководства РАН с администрациями институтов и ведущими учеными, невысокая исполнительская дисциплина? 

-  Профсоюз неоднократно заявлял, что у него нет претензий к прозрачности на уровне президиума: практически все документы по финансированию публикуются, многие справки готовятся специально для руководства профсоюза по его просьбе.  Что касается институтов, я за восстановление там нормального механизма  самоуправления и прозрачности, за то, чтобы руководство согласовывало свои решения с  коллективом и ученым советом. Но эти моменты  должно коллегиально регулироваться  на местах, а не насаждаться сверху. В президиум иногда поступают, например, требования закрыть в каком-то институте неэффективно работающие лаборатории. Но если руководство РАН начнет вмешиваться в такие вопросы, нас обвинят в произволе.

4. Какова Ваша оценка ситуации с оплатой труда в РАН? Что бы Вы предложили сделать в рамках начатой Правительством РФ реформы оплаты труда в бюджетной сфере, которая включает отмену степенных надбавок, перевод ученых на срочные контракты, дифференциацию зарплат по регионам? Как Вы намерены решать проблему оплаты труда ИТР и вспомогательных кадров? Ваше отношение к растущему расслоению по доходам сотрудников Академии наук.

-  Сегодня наша важнейшая задача – вместе с профсоюзом сформировать единую отраслевую систему оплаты труда в РАН для всех категорий сотрудников. Опираясь на предусмотренное законом право самостоятельно определять систему оплаты труда, академии предстоит уточнить уровни вознаграждения научных сотрудников и вспомогательного персонала, структуру заработной платы (тарифную часть и надбавки). В случае ликвидации государственных надбавок за научную степень кандидата и доктора наук я считаю необходимым ввести их решением президиума РАН. Уверен, необходимо продолжить уже начатую практику постепенного расширения числа работников РАН, работающих по срочным контрактам. Новые сотрудники должны приниматься на работу исключительно по таким контрактам.
Некоторые меры, предлагаемые мною для ликвидации дисбаланса, в том числе, по оплате труда в РАН, приведены в разделе моей программы «Финансирование».

6. Какой Вы видите роль Профсоюза РАН в жизни Академии наук? Как намерены с ним взаимодействовать?

- Работая вице-президентом РАН, я постоянно находился в рабочем контакте с профсоюзом. Мы обменивались мнениями с профлидерами по важным моментам жизни академии, совместно решали многие вопросы. Профсоюз – один из важнейших элементов системы самоуправления РАН. Это разветвленная структура, имеющая опору в научных коллективах,  выражающая их интересы, и потому способная эффективно решать многие проблемы на местах и ставить их на государственном уровне.

7. Каковы пути решения важнейших социально-кадровых проблем РАН – «вымывания» среднего (старше 35 лет) поколения из институтов, достойные пенсии для ветеранов науки, ставки для молодых ученых и специалистов? 

- Научную молодежь необходимо поддерживать, активно включая в исследовательский процесс. Платить специальные «надбавки за молодость»  не совсем правильно. Для научной молодежи на государственном уровне сегодня проводится  много конкурсов, победа в которых обеспечивает дополнительное финансирование.
Для закрепления ученых среднего возраста необходимо обеспечить своевременную ротацию руководящих кадров. В Уставе РАН должно быть закреплено правило, в соответствии с которым занятие одной и той же руководящей должности в РАН допускается в течение не более чем двух сроков.
Как решать проблемы ветеранов науки? Нас часто упрекают, что РАН, «сидя» на серьезных активах не может наладить дополнительное пенсионное обеспечение сотрудников. Мы давно бьемся над решением этой проблемы, но мешают законодательные ограничения: ведь переданные РАН в управление земля и  имущество являются государственной собственностью. Так, мы не можем, например,  централизовать внебюджетные поступления, это запрещено законом. Добиться государственных научных пенсий нереально: власти даже не рассматривают такие предложения. Ответ один: дай академии – сразу  захотят все. Тем не менее, положение не безвыходное. Если нам удастся создать инновационный пояс РАН, о котором идет речь в разделе «Управление активами и инновационная деятельность» моей программы, вопрос  с пенсиями может быть решен.

8. Как вы собираетесь обеспечить поддержку всех составляющих социальной сферы  РАН – ведомственной медицины, детских садов, детских лагерей, спортивных и культурно-массовых учреждений, проведения Академиады? 

- Добиваться увеличения бюджетного финансирования на эти цели и поддерживать данные сферы из внебюджетных источников.

9. Как планируете решать проблемы, возникающие при реализации жилищной программы РАН? Как может Академия наук обеспечить улучшение жилищных условий сотрудников, не относящихся к категории молодых ученых?

- Государственные программы по жилищным вопросам направлены на решение проблем молодых ученых. Это очень важное направление, но мы постоянно ставили вопрос о том, что необходимо решать квартирный вопрос  всех категорий сотрудников РАН. И дело сдвинулось с мертвой точки: в академии уже создаются ведомственные ЖСК, в которых могут участвовать  не только молодые ученые, хотя последним и предоставляются преимущества.

10.  Какими Вы видите пути развития аспирантуры РАН и ВАК?

- В силу подзаконных актов, намечаемых к принятию в развитие Закона об образовании, функционирование аспирантур в академических учреждениях может оказаться под угрозой. Существенно изменились требования к организации, в которой обучаются аспиранты, и обеспечить эти условия на уровне института стало очень трудно. Понятно, что академия не может позволить себе остаться без этого важнейшего инструмента подготовки высококвалифицированных научных кадров. Одно из возможных решений состоит в создании общеакадемической аспирантуры (например, в форме академического университета), в рамках которой было бы проще соблюсти новые требования.  Одновременно следует самым серьезным образом изучить вопрос о введении собственных научных степеней РАН (кандидат наук РАН, доктор наук РАН). Есть все основания полагать, что такие степени будут пользоваться широким признанием и в стране, и за рубежом.

11.  Нужно ли омолаживать РАН? Если да, как это делать?  Считаете ли Вы необходимым введение возрастного ценза на занятие административных должностей, ограничение сроков пребывания на руководящих постах в РАН?

- Для руководителей я предложил ограничение сроков пребывания на должности (см. ответ на вопрос 7).  А чтобы расширить контингент ученых, принимающих участие в принятии ключевых решений, касающихся жизни академии, считаю целесообразным определить минимальные квоты членства (к примеру – одна треть) наиболее перспективных и активных докторов наук до 50 лет в бюро научных центров, отделений по направлениям наук, президиумов региональных отделений, президиума РАН.


 

Академик В.Е. Фортов

Fortov.jpg (jpg, 179 Kб)

Программа: http://www.jiht.ru/about/temp/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2_7.pdf

1. Что нужно сделать, чтобы повысить престиж РАН, востребованность экономикой научных результатов, максимально реализовать экспертный потенциал Академии наук и ее организаций, в том числе при принятии важнейших решений на государственном уровне?

- Сегодня ситуация в стране непростая: темпы экономического роста падают. Между тем, чтобы встать на уровень стран «золотого миллиарда», нам надо поднять ВВП  в 4-5 раз. При сырьевой ориентации страны это сделать невозможно. Нужно развивать высокие технологии. Так что во власти и обществе есть понимание: надо строить инновационную экономику. И здесь для Академии наук много работы. В России нет другой научной организации, которая сохранила бы такой высокий потенциал, и где под одной крышей работают исследователи, занимающие лидирующие позиции в различных областях науки. Поэтому РАН может и должна принять этот  вызов.
Что для этого надо? Встряхнуться, занять наступательную позицию, проявлять активность везде, где мы компетентны, предлагать новые проекты, стратегические решения. В России надо создать, например, Концепцию технического развития, с которой начинали все страны, ставившие задачу выйти на лидирующий уровень.
Подчеркну, мы должны не просто предлагать новые подходы, но «пробивать их по всем векторам», подключая союзников из министерств, ведомств. Когда мы выносим какую-то тему на обсуждение президиума Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления, то непременно добиваемся, чтобы в заседании участвовали ответственные лица из властных структур.

2. Видите ли Вы необходимость в реформировании РАН? Какие наиболее острые  внутренние проблемы Вы собираетесь на посту Президента РАН решать в первую очередь?

- Безусловно, реформы нужны. Академии необходимо больше инициативы, энергичности и мобильности, творчества, меньше бюрократизма и конформизма. «Ничего не трогать, чтоб не развалить» - это страусиная позиция, и мы видим, что ситуация для нас при таком подходе только ухудшается. Уверен, что  РАН способна развиваться. План преобразований должно выработать само академическое сообщество на основе консенсуса.


 
3. Какими Вы видите пути решения таких проблем Академии наук, как недостаточная прозрачность использования  и распределении финансовых и материальных ресурсов на всех уровнях управления, слабая обратная связь руководства РАН с администрациями институтов и ведущими учеными, невысокая исполнительская дисциплина? 

- С постановкой проблемы согласен: прозрачности нам не хватает. Мне, например, не известно, сколько денег в Фонде президента РАН и как он расходуется. Думаю, что сотрудники  РАН должны это знать. Много вопросов и к тому, как распределяются и используются средства на закупку импортного оборудования, строительство и т.д. Предлагаемые мною конкретные планы совершенствования системы управления РАН изложены в разделе «Административная реформа» моей программы. Например, для улучшения работы РАН имеет смысл создать исполком Президиума РАН.

4. Какова Ваша оценка ситуации с оплатой труда в РАН? Что бы Вы предложили сделать в рамках начатой Правительством РФ реформы оплаты труда в бюджетной сфере, которая включает отмену степенных надбавок, перевод ученых на срочные контракты, дифференциацию зарплат по регионам? Как Вы намерены решать проблему оплаты труда ИТР и вспомогательных кадров? Ваше отношение к растущему расслоению по доходам сотрудников Академии наук.

- Оплату труда необходимо повышать. Механизм тот же, о котором я уже говорил: чтобы получить средства, необходимо предлагать новые проекты. Не помню, чтобы в последние три года РАН выходила с какими-то яркими идеями на этот счет. Пилотный проект - хорошая задумка, но реализована она была, к сожалению, в основном за счет внутренних средств. Последствия всем известны: доля оплаты труда в финансировании РАН почти 80%, при этом отсутствие механизма индексации зарплат свело положительный эффект на нет: сегодня средняя зарплата ученых уже меньше, чем в регионе.
Что касается системы оплаты труда, она не должна быть застывшей: надо постоянно пробовать разные варианты, экспериментировать. Ввести, например, ставки советников институтов для ветеранов (по желанию), практиковать их перевод на внебюджетные ставки, молодежи предлагать временные ставки и срочные контракты, оговаривая условия приема на постоянную работу.
По поводу расслоения по доходам. Мне не нравится идея деления институтов на способные и не способные зарабатывать «на стороне» с выделением им разной доли бюджетного финансирования. Таким образом мы демотивируем сотрудников. Например, у ИВТАН в 3-4 раза больше предложений, чем мы способны реализовать.

5. Как повысить статус научного сотрудника? Cчитаете ли Вы необходимым законодательно его закрепить?

- Необходим отдельный закон для Академии наук, вроде того, что приняли для Сколково. Не уверен, что его можно добиться в ближайшее время, но стремиться к этому надо. Когда я только начал работать в Белом доме, мы сразу провели закон о науке, и он действует до сих пор.

6. Какой Вы видите роль Профсоюза РАН в жизни Академии наук? Как намерены с ним взаимодействовать?

- Мне кажется, профсоюзу надо активнее себя вести: давать больше идей, предложений по вопросам, находящимся в сфере вашей компетенции. А руководство РАН должно эти идеи заинтересованно обсуждать и продвигать. Используя свои каналы, профсоюз мог бы, в частности, серьезно помочь академии и в налаживании диалога с российским обществом и научным сообществом. Например, министр заявляет, что РАН неэффективная и недружественная к людям организация, а профсоюз опрашивает сотрудников РАН, хотят ли они, чтобы их организации  перешли в ведение Минобрнауки. Такой опрос можно было бы провести и в подведомственных министерству структурах: узнать, не желают ли они влиться в РАН? Очень хотелось бы посмотреть на результаты.


7. Каковы пути решения важнейших социально-кадровых проблем РАН – «вымывания» среднего (старше 35 лет) поколения из институтов, достойные пенсии для ветеранов науки, ставки для молодых ученых и специалистов? 

- Я уверен, что мы должны реализовывать специальные меры по поддержке молодежи, хотя бы потому, что мы, люди старшего поколения, несем ответственность за нынешнюю непростую ситуацию в науке. Конкретные способы поддержки перечислены в разделе моей программы «Молодежная политика». Среднее поколение, как мне кажется, должно уметь само за себя постоять: к этому времени люди уже успевают научиться выживать и зарабатывать. Конечно, нет ничего хорошего в том, что ученые тратят время на решение административных проблем. И мы должны вместе бороться с расплодившейся бюрократией. Об этом в моей программе много говорится. По поводу поддержки старшего поколения ученых в программе тоже есть специальный раздел.  с большим уважением отношусь к этим людям они приняли на себя удар перестройки, сохранили верность своему делу принципам. Их надо поддерживать и беречь.

8. Как вы собираетесь обеспечить поддержку всех составляющих социальной сферы  РАН – ведомственной медицины, детских садов, детских лагерей, спортивных и культурно-массовых учреждений, проведения Академиады? 

9. Как планируете решать проблемы, возникающие при реализации жилищной программы РАН? Как может Академия наук обеспечить улучшение жилищных условий сотрудников, не относящихся к категории молодых ученых?

- Отвечу на оба вопроса сразу. Мы должны всесторонне укреплять ведомственную социальную сферу, в том числе жилищную. Для этого необходимо и привлекать федеральные ресурсы, и мобилизовать дополнительные средства и каналы финансирования за счет эффективного использования имущества РАН, земельных участков, интеллектуальной собственности. Конкретные предложения по всем направлениям жилищной программы сформулированы в разделе моей программы «Жилищная политика».

10.  Какими Вы видите пути развития аспирантуры РАН и ВАК?

- Ситуация с ВАК стала уродливая и опасная. Существовавшая ранее  вневедомственная, независимая система контроля, работавшая как мощный фильтр против халтуры, была в одночасье разрушена. О губительности этого процесса мы с С.П. Капицей написали статью в правительственной «Российской газете» еще в 2012 году, и с тех пор мало что изменилось. Я категорически против насаждающейся сегодня идеи разрешить множеству организаций присуждать свои научные степени: государство должно контролировать этот процесс.
Вопрос с аспирантурой непомерно забюрократизирован. Раньше человек мог готовить диссертацию, параллельно где-то работая, а теперь он обязан проучиться в аспирантуре. Это глупость, и я не понимаю, почему Академия молчит. Как можно ограничить творчество? Альберт Эйнштейн создал общую и специальную теории относительности, работая в патентном бюро Цюриха. В аспирантуре он не учился! Стремление чиновников все формализовать переходит всякие границы. Как известно, Я.Б. Зельдович стал академиком, не имя высшего образования.

11.  Нужно ли омолаживать РАН? Если да, как это делать?  Считаете ли Вы необходимым введение возрастного ценза на занятие административных должностей, ограничение сроков пребывания на руководящих постах в РАН?

- Процитирую свою программу. Необходимо ввести жесткую систему ротации административных кадров: не более двух сроков по пять лет для руководителей Отделений РАН и выше, вплоть до членов Президиума, вице-президентов и президента РАН. Нужны прямые выборы руководящих органов Академии. Недопустимы законодательные изменения «под ситуацию» или «под персону».

Фотографии Николая Андрюшова


   

Источник: Профсоюз работников РАН