23 октября 2007 г. Применение норм ФЗ №94 для договоров аренды не обязательно.

23.10.2007

-

МИНИСТЕРСТВО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ)
СТАТС-СЕКРЕТАРЬ -ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1,3, Москва,
ГСП-З.А-47, 125993
Тел. (495) 694-03-53, Факс (495) 251-69-65 E-mail: mine-conom@economy.gov.ru
http://www.economy.gov.ru
ОКПО 00083204, ОГРН 1027700575385
И Н Н/КП П 7710349494/771001001

02.10.2007г. № 14902-АП/Д04    
    
Федеральные органы
исполнительной власти
и иные главные распорядители
средств федерального бюджета
(по списку)
Главы субъектов
Российской Федерации
(по списку)
    

О разъяснени норм Федерального закона от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ применительно к отношениям, связанным с арендой имущества


В связи с возникающими вопросами о необходимости применения норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) к отношениям, связанным с арендой имущества, Минэко-номразвития России направляет настоящие разъяснения с учетом дополнительной проработки вопроса с Государственно-правовым управлением Президента Россий-ской Федерации.

Частью 1 статьи 1 Закона установлено, что Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, рабо-тах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Фе-дерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в ко-торых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, го-сударственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых про-грамм.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности му-ниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдель-ных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функ-ций и полномочий муниципальных заказчиков.

Вышеуказанные понятия государственных и муниципальных нужд соответствуют Закону в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 г.  № 218-ФЗ вступившей в силу с 1 октября 2007 г.

Аренда как вид обязательств, связанных с представлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во времен-ное пользование, в Законе не выделен в отдельную категорию потребностей для го-сударственных или муниципальных нужд, в связи с чем, возможность применения норм Закона к арендным отношениям рассматривается с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих пере-дачу имущества, обособленной от группы договоров возмездного оказания услуг.

Предметом договора аренды являются: действия арендодателя, направленные на предоставление имущества во владение и пользование арендатора, на обеспечение беспрепятственного использования этого имущества арендатором (осуществление капитального ремонта, воздержание от действий, создающих препятствия в пользовании имуществом); действия арендатора, направленные на содержание имущества и использование его по назначению, предусмотренному договором, внесение арендной платы, а также действия, направленные на возврат арендованного имущества по окончании срока аренды. Предмет договора аренды включает в себя два рода объектов – соответствующие действия обязанных лиц и имущество, которое предоставляется во владение и пользование арендатора.

Предметом договора возмездного оказания услуг согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение исполнителем опре-деленных действий или осуществление им определенной деятельности, предусмотренной договором, и действия заказчика по оплате этих услуг. В обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя носит нематериальный характер, не имеет вещественного содержания. Само оказание услуг создает желаемый результат исполнения договора. Блага, предоставляемые исполнителем заказчику на основании договора возмездного оказания услуг, представляют собой непосредственно деятельность или действия, а не вещи.

При этом нематериальная услуга неотделима от личности исполнителя, так как потребляется заказчиком в процессе ее оказания, то есть деятельности испол-нителя.

Этим обусловлены необходимость определения требований к исполнителю по договору возмездного оказания услуг и предусмотренные Законом процедуры его отбора.

Установленное гражданским законодательством регулирование отношений в рамках договора аренды и договора возмездного оказания услуг существенно раз-личается. Содержание арендных отношений включает вещно-правовые элементы – право следования, вещно-правовые способы защиты (статьи 611 и 617 Гражданско-го кодекса Российской Федерации). Установлен специальный порядок прекращения договора аренды, заключенного на неопределенный срок (статья 610 Граждан-ского кодекса Российской Федерации), а также специальные основания для дос-рочного расторжения договоров аренды (статьи 619 и 620 Гражданского кодекса Российской Федерации). Анализ указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации показывает, что они не могут быть применены к договорам об оказании услуг в силу различной природы этих договоров.

Таким образом, договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения – к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг.

Одновременно обращаем внимание, что согласно статье 18 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе-дерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фон-ды, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Закона, в том числе, для оказания услуг по договору лизинга (финансовой аренды).

С учетом вышеизложенного сообщаем, что отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона; государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные Законом процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.

Просим довести данное письмо до сведения всех подведомственных государственных и муниципальных заказчиков. 

А.В.Попова

А.С. Доронкин
650 81 94
Департамент стратегии социально-экономических реформ


 

©РАН 2019