Тезисы к съезду

15.04.2016

До VI съезда Профсоюза РАН остается месяц. В.П. Калинушкин, кандидатуру которого в качестве председателя Профсоюза РАН на следующий срок выдвинуло большинство организаций, представляет свое видение ситуации в профсоюзе и перспектив его развития.

Тезисы к съезду

 

В этом документе мне хотелось бы изложить свое видение работы нашего профсоюза на ближайший период.

У Профсоюза работников РАН (как, наверное, у большинства других) есть следующие основные направления работы. Вот они.
1. Сохранение рабочих мест (в первую очередь, противодействие массовым сокращениям).
2. Достойная зарплата (включая высокий уровень гарантированных выплат).
3. Нормальные условия труда (включая приборную базу, материалы, поездки в экспедиции, командировки, информационное обеспечение, технику безопасности и т.д.).
4. Социальная сфера (ведомственная медицина, жилищная программа, детские сады и т.д.)
5. Достойное пенсионное обеспечение (включая борьбу за разного рода льготы – например, звание Ветеран труда, социальный пакет для ушедших на пенсию и т.д.).
6. Поддержание на достойном уровне условий труда, регулирование трудовых отношений.

Это направление можно условно разделить на два:
6.1. Взаимодействие с внешними структурами - межотраслевое соглашение, общие правила аттестаций, конкурсов, трудовых соглашений, систем оплаты труда, уставов институтов, условий финансирования исследований, борьба с бюрократией и т.д..
6.2. Работа в коллективах – коллективные договора, локальные нормативные акты, решение конкретных проблем сотрудников и т.д.
7. Оказание материальной помощи, культмассовая, спортивно-оздоровительная работа.
8. Обеспечение функционирования профсоюза (содержание оргструктуры, обеспечение документооборота, отчетности, контроля выполнения решений руководящих органов, профсоюзное строительство и т.д.).
9. Информационное обеспечение работы профсоюза, взаимодействие с общественностью.
10. Локальные задачи, например, аспирантура (организация процесса, включая условия предоставления общежитий), функционирование библиотек в институтах, решение проблем с имуществом учреждений и т.д.

Остановлюсь на том, как предполагается решать эти общие задачи. Речь может идти только о ближайшем будущем, так как ситуация может измениться кардинально и быстро. Это нам показал 2013 год.

Сначала первые три задачи: сохранение рабочих мест, достойная зарплата, нормальные условия труда. Основой для их решения является нормальное финансирование. Сейчас оно абсолютно недостаточно. Поэтому борьба за увеличение финансирования науки остается одним из важнейших направлений работы профсоюза, и она будет продолжена. При этом наряду с нашим традиционным направлением – обращениями в разной форме (включая и массовые акции) к руководству страны с требованием увеличить бюджетное финансирование науки, необходимо бороться и за реализацию других возможностей.

Речь идет о том, что во всем мире предоставляются разного рода льготы бизнесу, вкладывающему средства в науку. Часто они превышают 50% средств, направляемых бизнесом на научные исследования. В России эта практика применяется плохо. В фундаментальную науку наш бизнес вряд ли будет серьезно вкладываться. Но, во-первых, во многих наших структурах ведутся работы, ориентированные на практический результат, а во-вторых, финансирование прикладных разработок позволит переориентировать бюджетные средства с поддержки прикладной науки на фундаментальную и довести долю финансирования фундаментальной науки за счет госбюджета до достигнутых во многих странах 0,4-0,45% от ВВП (в России эта цифра составляет примерно 0,15%).

Естественно, для профсоюза в нынешней ситуации важнее ставить вопрос об увеличении бюджетного обеспечения на индексацию зарплат, увеличение базового финансирования. Но учитывая известную позицию власти, нам, по-видимому, придется бороться и за увеличении конкурсного финансирования отдельных проектов. Этот вопрос необходимо решать в зависимости от ситуации.

В условиях обострения финансовых проблем в стране, к сожалению, встает вопрос об определении приоритета среди трех указанных выше основных направлений работы нашего профсоюза. Ясно, что все три задачи являются стратегическими и связанными. Однако сейчас финансовая ситуация в большинстве наших организаций не позволяет решать их одновременно. Надо определяться, что важнее. По моему мнению, сохранение рабочих мест – это наш главный приоритет. Считаю, что мы должны сделать все возможное для защиты хорошо работающих сотрудников, пусть даже за счет уменьшения зарплаты и ухудшения условий труда. При этом людей, фактически прекративших активную работу, профсоюз защищать не должен. Однако мы обязаны следить, чтобы увольнения производились в соответствии с действующим законодательством, и возможность принятия новых сотрудников была сохранена. Такую работу в коллективах необходимо вести максимально активно. Рекомендации Профсоюза РАН, о том, как это делать, содержатся в Постановлении Президиума ЦС ПР РАН от 17-18.02.16 г. «О ситуации с финансированием».

С моей точки зрения, проблема номер один - недостаток финансирования и связанные с этим угрозы массовых сокращений, ликвидации институтов. Ведущаяся ФАНО реструктуризация академической системы, попытки изменения правил финансирования госзаданий, оценка институтов также вызывают серьезные опасения и требуют постоянного внимания. Однако они пока не грозят напрямую массовыми сокращениями. Наиболее опасные предложения МОН нам в прошлом году удалось отбить. Однако профсоюзу нужно непрерывно отслеживать ситуацию (в особенности с аттестацией институтов) и в случае необходимости предпринимать срочные меры.

Важнейшим элементом социальной сферы РАН была ведомственная медицина. После принятия закона о переходе на одноканальное финансирование по линии ОМС академическая медицина стала быстро разрушаться. Впрочем, в течение нескольких последних лет лет она постоянно находилась под угрозой ликвидации, так как была одной из немногих ведомственных лечебных структур, получавших федеральное бюджетное финансирование (наряду с силовыми ведомствами и организациями, относящимися к ведению администрации Президента РФ).

Переход на ОМС лишил нашу медицину целевых бюджетных средств. Все попытки их вернуть успеха не принесли. После принятия закона шансов у нас практически не было. Пока удается сохранить больницы и поликлиники в основном в научных центрах, где компактно проживает большое количество сотрудников РАН. Однако процесс деградации идет, и возможности остановить его не просматриваются. Тем не менее, профсоюз должен поддерживать все разумные действия в этой сфере.

Другое важное направление – реализация ведомственной жилищной программы, развивается относительно успешно, хотя здесь постоянно появляются проблемы. Организационную неразбериху с выдачей сертификатов, возникшую в период организации ФАНО, мы преодолели, и роль профсоюза в этом вопросе была достаточно велика. Темпы строительства служебных квартир упали, но оно пока продолжается. Ведется и работа по созданию ЖСК. Профсоюз активно участвует в этих процессах, помогает решать возникающие проблемы. Большой минус – ужесточение правил постановки на очередь.

Сохранились у нас и льготные путевки в ведомственные санатории, которых теперь стало четыре. Будем добиваться, чтобы распределение этих путевок проходило максимально открыто. Должны мы стараться удержать также оставшиеся детские сады и дома ученых.

Было бы полезно создать в институтах фонды социального развития (эта возможность предусмотрена в межотраслевом соглашении), но в условиях экономического кризиса вряд ли это получится у многих. Однако там, где первички активны, эта право успешно реализуется, положительные примеры у нас есть.

Одной из важнейших наших задач является достойное пенсионное обеспечение работников академических структур. Однако, к сожалению, путей решения этой проблемы пока не видно. Необходимо отслеживать ситуацию и в случае появления предпосылок пытаться что-то сделать. Пока же речь может идти разве что о сохранении немногих имеющихся льгот для пенсионеров – например, возможности участвовать в ЖСК.

В настоящее время на первый план у нас выходит работа по пункту 6. Это связано со сменой работодателя, качественным ухудшением законодательства в научной сфере и появлением целого блока новаций в трудовых отношениях. Имеются в виду как существенные изменения в законе о науке РФ, так и появление таких понятий, как профессиональный стандарт, эффективный контракт, а также введение новых правил проведения конкурсов и аттестаций, нормирования труда ученых. Многое в этом направлении получается сделать в ходе совместной работы с ФАНО.

Так, удалось сохранить нормальные уставы в институтах, дать разумную основу для разработки в положений о зарплате, заключить содержательное Межотраслевое соглашение. Достигнута договоренность о совместной с ФАНО разработке методических рекомендаций по большинству указанных выше вопросов. Однако работы здесь еще непочатый край - как на уровне Центрального совета (разработка методических рекомендаций и нормативных документов вместе с ФАНО, МОН и другими структурами), так и коллективах. Именно там должны быть подготовлены, приняты и введены в действие соответствующие локальные нормативные акты.

В настоящий момент не ясно, какие еще проблемы нас ждут. Это направление требует активных действий на всех уровнях. ЦС профсоюза постоянно работает в этом направлении, а вот первички пока как следует не включились в эту работу. Практика показывает их явный крен в сторону раздачи матпомощи и проведения культурных и спортивных мероприятий.

Несколько слов необходимо сказать о направлении 10. Перед профсоюзом все время встают локальные задачи разной важности. Сейчас это, например, организация аспирантуры и связанная с этим проблема аспирантскмх общежитий. Тревожит нас и затяжка передачи госимущества институтам Крыма, перешедшим с 1 января 2016 г. в ФАНО. Есть веротность изъятия у них части имущества. Обострилась проблема с работой в институтах филиалов академических библиотек. В решении этих задач также приходить участвовать нашему профсоюзу. Понятно, что такого рода проблемы будут возникать постоянно.

Перейдем к направлению, указанному в пункте 7. Его в основном активно ведут первичные организации (хотя региональные организации и ЦС также участвуют). На это направление тратится несоразмерно большая доля средств профсоюза: по моей оценке, как минимум 60-70%. Это несомненно важная деятельность. Нужно проводить и общероссийские мероприятия, такие как академиада, первенство по футболу и т.д. Однако все же мы, в первую очередь региональные организации и первички, должны сместить акцент в сторону решения основных своих задач, перенацелив на это ресурсы.

Информационная работа. Функционирует сайт профсоюза со всей необходимой для работы информацией и новостной лентой. Свои интернет-ресурсы создали и поддерживают многие региональные и территориальные организации, имеют страницы на сайте институтов активно работающие первичные организации. Проводятся скайповые совещания, издаются информационные материалы, ведется рассылка актуальной информации. Материалы о работе профсоюза публикуются в региональных и федеральных средствах массовых информации. Профсоюз РАН все активнее использует в работе социальные сети, созданы группа ВКонтакте, ресурс на YouTube.

Однако это крайне важное направление необходимо активизировать, в первую очередь - в первичках и регионах. До членов профсоюза доходит далеко не вся необходимая информация, плохо налажена обратная связь. Безусловно, надо усилить материальное обеспечение информационной группы в ЦС профсоюза.

Оргвопросы. Основным нашим недостатком является невысокая исполнительская дисциплина. Отчеты и текущую информацию часто можно получить только после многократного напоминания и требования. Работа в этом направлении ведется, определенные результаты достигнуты, эта деятельность будет продолжаться и усиливаться.

Остановлюсь более подробно на организации работы ЦС, т.к. здесь влияние Председателя профсоюза максимально, в отличие от работы региональных и первичных организаций.

В любой организационной структуре есть блок подготовки и принятия решений, блок реализации решений и участок технического обеспечения функционирования структуры. Последний (бухгалтер, секретарь, уборщица, водитель-курьер) функционирует у нас нормально.

Блок принятия решений – это комиссии, Президиум ЦС, сам совет, заместители Председателя, Председатель, вроде есть и два работника аппарата. Однако этот блок сейчас дает сбои. Большинство его участников – это люди, работающие на общественных началах, которые не могут тратить большую часть своего времени на эту работу в условиях возросших требований к сотрудникам институтов. Работники аппарата ориентированы на решение организационных проблем профсоюза. Огромный поток информации и документов по основным направлениям работы профсоюза, требующих быстрого реагирования, остается без должного анализа.

Еще хуже обстоят дела с реализацией принятых решений. Эта работа делится на две части – массовые акции (регионы) и «аппаратная» часть – проведение в жизнь принятых решений аппаратным путем («приделывание ног» к письмам). С массовыми акциями у нас есть проблемы, но аппаратная часть поставлена еще слабее. Это связано с тем, что такую работу нельзя серьезно вести на общественных началах. А людей в аппарате на эту работу нет. Два сотрудника аппарата нацелены на решение оргвопросов, и здесь все как-то движется. Для решения же наших основных задач остаются работающие на полставки Председатель и его заместитель, на которых лежит масса обязанностей. Считаю, что для организации более-менее нормальной работы в штате профсоюза кроме Председателя надо иметь трех человек на полных ставках (один отвечающий за направления 1-3,5, другой – за направления 4,6, третий – за направление 8). Кроме того, нужны еще три человека, работающие на полставки. Задачи по направлению 10 могут распределяться между ними по ситуации. Кроме того, должны быть средства на оплату в случае необходимости работы экспертов.

В настоящее время в аппарате профсоюза есть 2,5 ставки. Кроме того, в составе аппарата работают две инспекции –техническая и правовая. Их работа направлена на решение проблем в рамках пункта 6.2. В основном это работа в первичках. В решении других основных задач профсоюза они практически не участвуют.

Я считаю, что в нынешней ситуации, когда в ЦС поступает очень малая часть средств профсоюза - 5% от суммы профвзносов, все они должны быть направлены на основные задачи профсоюза, которые должны решаться централизованно. Это направления 1-5, 6.1, 8,9,10. Для функционирования инспекций, работающих по направлению 6.2 и, с моей точки зрения, очень нужных первичкам и региональным организациям, надо принять решение о введении дополнительного целевого взноса в 1%. Также считаю, что необходимо ввести еще один целевой взнос в 1% для финансирования общероссийских мероприятий профсоюза – академиады, прочих спортивных турниров, Поволжских ассамблей и др.

Однако не все упирается в дополнительные два процента целевых взносов, вопрос надо ставить шире. Я твердо убежден, что в региональных организациях и первичках должна быть изменена структура расходов в сторону увеличения средств, направляемых на решение основных профсоюзных задач.

Коротко остановлюсь на других темах, которые поднимались во время предсъездовской дискуссии. Считаю нецелесообразным изменение сейчас Устава профсоюза и его названия. Не думаю, что нужно срочно что-то кардинально менять и в наших взаимоотношениях с партиями и общественными движениями. Возможно, имеет смысл разве что активизировать наше с ними взаимодействие. И этот вопрос опять упирается в необходимость усиления работы по реализации наших решений. Политику же конкретных дел полностью поддерживаю. Мы всегда ею руководствовались и постоянно ведем работу в этом направлении.

В.П. Калинушкин







 

Источник: Профсоюз работников РАН

Подразделы

Объявления

©РАН 2024