28 июня 2006 г. Постановление Совета Московской организации ПР РАН

28.06.2006



ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

 МОСКОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

СОВЕТ

21 июня 2006г. гор. Москва

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Слушали: О ходе исполнения Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2006 года  №236.

Совет МРО ПР РАН констатирует, что увеличение оплаты труда ученым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2006г. № 236 «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта совершенствования системы оплаты труда научных работников  и руководителей научных учреждений и научных работников научных центров  Российской академии наук», является шагом в нужном направлении. Тем не менее, оно абсолютно недостаточно для преодоления  кризисного состояния науки.  Более того, реализация этого Постановления породила ряд новых проблем:

1. Увеличения финансирования науки и соответственно РАН в 2006-2008 г., предусмотренные решением Правительства РФ, недостаточны для вывода российской науки из кризиса. Попытки же ряда министерств уклониться от исполнения даже этих обязательств создают в научном сообществе атмосферу нестабильности и неуверенности в своем будущем.

2. Вследствие недостаточного финансирования, увеличение оплаты труда научных работников будет во многом производиться за счет фактического замораживания «незарплатных» расходов РАН  (научно-организационные расходы, материально-техническое обеспечение научных исследований, обновление приборной базы, коммунальные платежи и т.д.). Недостаток средств на: приборы и материалы, нормальное обеспечение условий труда, содержание зданий и т.д. приводит к уменьшению эффективности  исследований и возможности для внедрения научных достижений в практику.

3. Увеличенные в соответствии с постановлением Правительства РФ размеры оплаты труда ученым (с учетом разного рода стимулирующих надбавок) недостаточны и не обеспечивают даже среднего уровня жизни научных сотрудников в г.Москве и Московской области в этом и последующие годы. В результате они не позволят ученым полностью сосредоточиться на научных исследованиях и не могут быть стимулом для необходимого привлечения в РАН молодежи.

4. Постановление Правительства еще больше увеличило разницу в оплате труда ученых и научно-технического персонала и сотрудников вспомогательных подразделений. Зарплата этих категорий сотрудников РАН остается абсолютно недостаточной, что создает реальную угрозу их ухода из институтов. Ситуация осложняется тем, что ужесточение правил расходования бюджетных и внебюджетных средств, может привести к невозможности выплаты этим сотрудникам различных видов надбавок, которые хотя бы частично компенсировали этим категориям ту мизерную зарплату, которую они получают в соответствии с ЕТС. Уход же этих сотрудников просто парализует работу институтов.

5. Не решена проблема достойного пенсионного обеспечения работников научной сферы. Безусловно, возможность перевода сотрудников, которые по состоянию здоровья не могут работать полный рабочий день на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день, (пункт 5.4.1. Постановления Президиума РАН № 146 от 28 апреля 2006г.) позволяет существенно смягчить эту проблему (в первую очередь для научных сотрудников), однако не решает ее в полной мере.

6. Во всех правительственных документах и заявлениях руководителей России и РАН говорилось, что сокращение числа бюджетных ставок в РАН и перевод части сотрудников на «внебюджетные» ставки связано с необходимостью наведения финансовой дисциплины и исключения возможности нецелевого использования средств федерального бюджета (Программа модернизации функций, структуры и механизмов финансирования академического сектора науки, стенограммы встречи президента РАН Ю.С. Осипова и министра образования и науки А.В. Фурсенко с Президентом В.В. Путиным и т.д.). Соответственно отмечалось, что уменьшение числа бюджетных ставок не означает увольнение сотрудников, а приводит к оплате их труда из других источников.

Профсоюз не мог возражать против такой постановки вопроса. Его позиция состояла в том, что, во-первых, в нынешней ситуации виновата политика руководства страны в отношении науки, которая, в частности,  выражалась в систематическом неисполнении закона «О науке», во-вторых, переход сотрудников на внебюджетные ставки не должен был ухудшать для них условия труда и не должен приводить к разрыву фундаментальной и прикладной науки (как предлагалось, например, в концепции «ориентированного» сектора). Профсоюз разработал и предложил систему разделения бюждетных и внебюджетных средств, которая позволяла решить все указанные выше задачи.

Однако в Постановлении Правительства РФ уменьшение нормативной численности фактически приравнено к массовому увольнению сотрудников Академии наук.  Постановление Президиума РАН  № 146 от 28.04.06г., выпущенное во исполнение указанного выше Постановления Правительства РФ, также не дает ответа на вопрос, чем обосновано сокращение нормативной численности РАН. Пункты 5.4.1. и 5.4.2. , позволяющие использовать внебюджетные средства для смягчения ситуации связанной с сокращением нормативной численности, не приводят  к реальному разделению финансовых потоков, а их применение к сотрудникам РАН, находящихся на бессрочных контрактах, приводит к существенному ухудшению их условий труда. В результате во многих институтах РАН, даже имеющих внебюджетные средства, идет просто увольнение сотрудников.

Это приводит как к повышению социальной напряженности в коллективах, так и к тому, что обоснованное требование руководства страны о наведении финансовой дисциплины в настоящее время не выполняется.

7. Мероприятия по реализации Постановления Правительства оказались неподготовленными ни в Министерствах и ведомствах, ни самим Президиумом РАН.

Время на его реализацию совершенно  недостаточно, что приводит к искусственному

повышению напряженности в коллективах, принятию поспешных и,   соответственно, не до конца продуманных решений. 

Так, например, важнейшие документы: положения об аттестации и выплате стимулирующих надбавок принимаются без серьезного обсуждения научной общественностью и до сих пор не приняты. Неясны основания принятия решений отделений по распределению лимитов нормативной численности по институтам.

Нет нормативных документов, определяющих статус сотрудников РАН на краткосрочных трудовых соглашениях и занятых неполный рабочий день; неясна процедура учета бюджетных и внебюджетных ставок; неизвестны сроки проведения аттестаций и начала выплаты стимулирующих надбавок и т.д.

8. Учитывая огромную роль, которую руководство РФ отводит науке в переходе России на инновационный путь развития и в реализации национальных проектов, наличие большого профицита бюджета России и стабилизационного фонда, Совет МРОПР РАН считает нецелесообразным запланированное Постановлением Правительства РФ сокращение «бюджетных» ставок.

В связи с вышеизложенным и в рамках проводимой общероссийской акции в поддержку требований Профсоюза работников РАН от 23-25 мая 2006 г.  Совет МРОПР РАН постановляет:

1. Проинформировать руководство РФ и РАН, широкую общественность и сотрудников РАН об указанной выше позиции Московской региональной организации.

2. Обратиться к Правительству РФ с аргументированными требованиями:

а) предусмотреть в федеральном бюджете РФ на 2007 год увеличение финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований гражданского назначения до 100 млрд. руб., а на 2008 год – до 130 млрд. руб. с пропорциональным увеличением финансирования РАН;

б) приостановить сокращение числа работников РАН при реализации Постановления Правительства РФ №236 от 22.04.2006 до принятия необходимых нормативных актов, регламентирующих условия работы в новых условиях.

3. Предложить  Российскому Совету Профсоюза РАН:

а). Организовать на срок реализации пилотного проекта рабочие группы для выработки позиции по вопросам, возникающим при его реализации;

б). Организовать комиссии для переговоров по решению текущих вопросов с Президиумом РАН, министерствами и ведомствами РФ для принятия решений об этапах реализации проекта в 2007 и 2008 годах.

В числе главных вопросов МРОПР РАН считает:

-  увеличение финансирования науки в России;

-  уменьшение нормативов сокращений бюджетных ставок для учреждений РАН на 2006-2008 годы;

- проведение мероприятий по реальному разделению бюджетных и внебюджетных потоков на основе позиции профсоюза работников РАН; 

- увеличение оплаты труда работников сферы научного обслуживания;

- разработку мер поддержки научной молодежи;

- разработку Отраслевой системы оплаты труда и пенсионного обеспечения, охватывающей все категории работников РАН;

- скорейшую разработку всего комплекса документов, необходимых для реализации постановления Правительства РФ.

4. Обратиться к руководству Профсоюза РАН с предложением провести в октябре 2006 г. широкомасштабную всероссийскую акцию в защиту науки в России.

5. Руководству Московской региональной организации профсоюза работников РАН подготовить и начать реализацию плана действий, направленных на выполнение требований МРОПР РАН, и подготовку всероссийской акции.


 

Председатель Совета МРОПР РАН В.П. Калинушкин

Подразделы

Объявления

©РАН 2024