http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=6d19c4da-4a5d-4f13-8925-844342ca2b61&print=1
© 2024 Российская академия наук

Бензину ищут замену

28.10.2008

Завершилась III Международная конференция «Альтернативные источники энергии для больших городов»

В СТОЛИЦЕ завершилась III Международная конференция «Альтернативные источники энергии для больших городов». Хотя на тематических секциях обсуждались самые разные аспекты нетрадиционного энергообеспечения мегаполисов, все доклады на пленарных заседаниях, по сути, так или иначе вращались вокруг моторного топлива.

Что, в общем, понятно. Почему зимой батареи теплые и сколько денег реально на это уходит, вы вряд ли задумываетесь так уж часто. А вот где, чем и почем заправиться, сколько на этом проедет автомобиль и что параллельно вылетит в его выхлопную трубу, поневоле интересует буквально каждого.

– Сейчас мы наблюдаем очень опасное явление, – заявил, открывая конференцию, мэр Москвы Юрий Лужков. – В мире началась борьба топлива с продовольствием. Американское правительство обнародовало планы об использовании 80 миллионов тонн кукурузы для производства биоэтанола, позднее власти Евросоюза «поддержали почин», заявив, что готовы пустить на эти цели 20 млн т европейской кукурузы. Да, топливный потенциал цивилизации это основательно повышает. Но смотрите: 850 млн человек на Земле сейчас голодают или откровенно недоедают. Исключая 100 млн т из общемирового урожая кукурузы, составляющего сейчас 780 млн т, мы автоматически получаем вдобавок полторы сотни миллионов обездоленных. И вместе с «золотым миллиардом» на одной планете имеем миллиард голодных, которым вряд ли понравится их положение. Неужели Запад не понимает, как это опасно?! Уже и ООН просила не сжигать хлеб на бензин – все напрасно! А уж о том, что выбросы от использования биоэтанола в автомобилях больше, чем от природного бензина, я и не говорю… Так что же, про моторное биотопливо лучше забыть? Вовсе нет. В качестве разумной альтернативы Лужков рассказал о стартующем в нашем городе проекте по переработке в биоэтанол и биобутанол обыкновенной соломы. Из тонны сырья получается 250 литров готового продукта, при этом в первом случае в качестве главного реагента «работают» дрожжи, а во втором – микробы.

Конечно, может возникнуть вопрос: где же нам взять столько соломы? С научной точки зрения тему в своем обширном докладе раскрыл членкор Российской академии наук, директор Института биохимической физики им. Н. М. Эмануэля РАН Сергей Варфоломеев. Оказывается, древесно-растительных отходов из собственных парков и лесов в Москве образуется 160 тыс. т ежегодно. Они способны дать худо-бедно 40 тыс. т высококалорийного бензина, при сжигании которого по сравнению с традиционным в двигателях вредных примесей образуется на порядок меньше. Да, пока это всего около 1% общегородской потребности. Но, вопервых, по древней восточной мудрости, длинная дорога начинается с первого шага. Во-вторых, что нам мешает прикупить стружку, щепу, ту же солому в Подмосковье? А в-третьих, вообще-то речь идет о масштабном высокоэкологичном инновационном проекте «Биобензин», позволяющем на уже достигнутом уровне химических технологий добывать топливо как из древесно-растительных, так и из пищевых, биологических и даже медицинских отходов.

А другие восточные мудрецы, современные – из компании «Тойота», – подарили Москве 5 новеньких автомобилей модели «Prius» с гибридным приводом. На 100 км пробега такие машины расходуют в среднем всего… 4,3 литра бензина! А все потому, что на скоростях до 40 км/ч (которые, как правило, как раз и актуальны при перемещениях по мегаполису) ездят на электробатареях. И только при более стремительной езде двигатель абсолютно незаметно для водителя переходит на бензин. Такому авто никакой финансовый кризис не страшен! Как рассказал «ВМ» управляющий директор «Тойота Мотор Корпорэйшн» Коей Сага, за 10 лет выпуска этой модификации в мире реализовано уже полтора миллиона гибридизделий. Через пару лет «Тойота» планирует продавать уже по миллиону автомобилей с гибридным приводом ежегодно, а к 2020 году – выпускать с конвейера гибридную версию каждой своей модели. Причем с электровилкой, адаптированной прямо под внешнюю потребительскую сеть, без использования специального зарядного устройства (это должно заметно упростить процесс подзарядки – ведь пока гибриды частенько катят на бензине не из-за высокой скорости, а потому что батареи в «пробках» элементарно сели).

– Юрий Михайлович, ну когда же эти разработки появятся на наших улицах?! – нетерпеливо выкрикнули журналисты вопрос Лужкову.

– Прямо сейчас, – лаконично ответил мэр, сел за руль одного из «гибридов» и отправился на пробег машин с альтернативным топливом по центру Москвы.

И, честно говоря, нам захотелось последовать его примеру…

Вечерняя Москва