Экономическая и социокультурная модернизация Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.

04.02.2026



Историки Тобольской комплексной научной станции УрО РАН изучают особенности процесса экономической и социокультурной модернизации Западной Сибири в конце XIX — начале XX вв.

В рамках выполнения государственного задания в 2025 году лаборатория истории Сибири ТКНС УрО РАН работала по двум темам фундаментальных научных исследований, одна из которых связана и изучением особенностей развития Западносибирского региона в контексте экономической и социокультурной модернизации конца ХIХ — начала ХХ вв. Исследования проводились под руководством заведующего лабораторией кандидата исторических наук Анны Татарниковой.

Цель изучения процесса модернизации Западной Сибири в контексте российской модернизации состоит в выявлении и конкретно-исторической характеристике специфики экономического и социокультурного развития региона в условиях перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.

На протяжении пяти лет (2025—2029 гг.) учёным предстоит изучить влияние модернизации на социокультурные изменения, включая традиционные ценности, поведенческие практики, образ жизни населения Западной Сибири, а также рассмотреть влияние экономической модернизации на развитие сибирских территорий, систему расселения.

В ходе первого года работы над темой ФНИ в 2025 году исследователи провели работу в государственных архивах и библиотеках Тобольска, Омска и Новосибирска. Результатом научного исследования стала подготовка 10 публикаций, в том числе в журналах Международной базы данных Web of Science и Scopus, а также в российских научных журналах и сборниках.

Экономическая_и_социокультурная_модернизация_Запад_1.jpg (jpg, 80 Kб)

Заседание Учёного совета Тобольской комлексной научной станции УрО РАН

Проведённое исследование позволило получить следующие промежуточные результаты в работе над темой.

С опорой на методологические подходы новой культурно-интеллектуальной истории, «новой имперской истории» выявлены основные «площадки» репрезентации дискурса азиатской периферии как «собственного востока» России, а также факторы модернизации регионального социума в контексте культурной и этноконфессиональной политики Российской империи на восточных окраинах. Доказано, что модель колониального посредничества, реализуемая инородцами в различных областях имперской организации колонизуемого пространства, не была идеальной и имела множество уязвимых мест.

Охарактеризован процесс развития сельской поселенческой сети Западной Сибири в период индустриализации, сопровождавшей ее коллективизации, реализации серии мероприятий по сселению хуторов и укрупнению колхозов (1930—1950-е гг.). Ликвидация селений-однодворок сельскохозяйственного назначения и переход к укрупнению колхозов стимулировали миграцию населения из сельской местности в города.

Так, в типической структуре сельской поселенческой сети появились новые типы населённых пунктов: центральные усадьбы, отделения, фермы, заготпункты, производственные бригады и др. Развитие железнодорожных и водных путей сообщения увеличило число селений со статусом станции, разъезда, будки, пристани, блокпоста, казармы. Вовлечение рассматриваемой территории в индустриальное развитие страны привело к появлению таких типов населённых мест, как радио- и электростанции, нефтекачки, нефтебазы, геопартии. Тем не менее, основную часть сельской сети поселений, как и раньше, составляли сёла, деревни и посёлки (примерно 57 % всей сети).

Прослежен процесс трансформации сельской поселенческой сети на территории современной Тюменской области в 1930—1970-е гг. Сделан вывод о сокращении количества поселений области в 1939—1970 гг. более чем на 36 %. Процесс ликвидации «неперспективных деревень» в области оказался более масштабным, чем в целом в РСФСР, где число сельских населённых пунктов сократилось к 1970 году на 26,3 %.

Трансформация сельской поселенческой сети 1930-х—1970-х гг., выразившаяся в сселении хуторов, укрупнении колхозов и последующей ликвидации «неперспективных деревень» привела к изменению всей поселенческой структуры Тюменской области, снизила уровень заселённости её территории, стала причиной поредения сети поселений, ослабила межселенные связи, усилила миграцию сельских жителей в города, подорвала основы социально-экономического развития тюменской деревни в целом.

Исследован процесс образования и развития сети посёлков городского типа (далее — ПГТ) на территории Западной Сибири в период с момента появления данной категории населённых пунктов в типологической структуре поселений в середине 1920-х гг. и по настоящее время. Проанализированы причины возникновения селений названной категории, по данным всесоюзных и всероссийских переписей населения 1920–2020 гг. прослежена динамика и темпы изменения количества посёлков городского типа в разные исторические периоды, выделены основные этапы их развития. Рассмотрены особенности образования и количественное соотношение сети посёлков в различных административно-территориальных единицах региона. Определено влияние политических и социально-экономических факторов на структурную трансформацию сети в 1990–2000-е гг., выразившуюся в её количественном сокращении, депопуляции населения, превращении около трети характеризуемых посёлков в населённые пункты сельского типа.

Количественные и структурные изменения сети посёлков городского типа выразились в следующих цифрах: если к концу 1920-х гг. в регионе насчитывалось 11 ПГТ, то к 2020 г. — 111. Всего в исследуемый период (1920—2020-е гг.) в Западной Сибири статус ПГТ получил 271 населённый пункт. Из них 96 превратились в города (35,4 %), 72 стали сёлами (26,6 %), 102 остались в статусе ПГТ (38 %).

Перечисленные результаты фундаментальных научных исследований по теме «Западная Сибирь в контексте экономической и социокультурной модернизации конца ХIХ – ХХ вв.» кандидатом исторических наук Анной Татарниковой были озвучены на январском заседании Учёного совета ТКНС УрО РАН. Члены Учёного совета отметили бесспорную научную новизну проведённых исследований, значимых для дальнейшего развития отечественной науки.

Текст: Ю. Шулинин.
Источник: пресс-служба ТКНС УрО РАН.

©РАН 2026