«Для привлечения женщин в науку нужна системная работа» - в Таврическом обсудили роль женщин-ученых

14.10.2021



«Профессию ученого, по моему твердому убеждению, нельзя делить на мужскую и женскую – ни науку, ни профессию… Мир научных границ существует вне государств, национальных культур и уж тем более гендерных стереотипов», - такое мнение высказал директор Объединенного института ядерных исследований, академик РАН Григорий Трубников на тематической сессии «Женщины-учёные в условиях глобальных вызовов современности».

Мероприятие прошло 14 октября в рамках III Евразийского женского форума в Санкт-Петербурге и было организовано Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре, глава которого Лилия Гумерова выступила модератором. Дискуссия была посвящена обсуждению основных вызовов современности, роли женщин в решении стоящих перед человечеством проблем, а также мер по созданию возможностей для полноценной самореализации женщин в науке.

Сессию открыло выступление заместителя министра науки и высшего образования Натальи Бочаровой. «В наших вузах более 80% женщины заняты в сфере образования и педагогических наук. В целом в научно-образовательной сфере вовлеченность женщин больше, чем мужчин», – сообщила она. В медицинских, гуманитарных науках доля женщин составляет более 65%, в математических, естественных и сельхознауках – чуть более 50%. Среди докторов и кандидатов наук женщин 27% и 42% соответственно.

Вице-президент РАН академик Ирина Донник сопровождала свое выступление презентацией, в которой было отражена доля -женщин ученых в составе Российской академии наук. «К сожалению, всего 5% женщин среди академиков, и чуть побольше, 10% среди членов-корреспондентов. Те же направления науки – медицина, биология, сельское хозяйство. Но мы видим, что в некоторых отделениях – это и науки о земле, и нанотехнологии – женщин вообще нет». Ирина Донник остановилась также на проблемах привлечения молодежи из числа аспирантов в науку – по ее словам, количество женщин по сравнению с 2010 годом сократилось кратно. А также на вопросах популяризации труда женщин-ученых, существующем разрыве в уровне оплаты труда и необходимости гибкого подхода к рабочему графику для женщин-ученых.

Комментируя ее выступление, глава ОИЯИ Григорий Трубников, в свою очередь, рассказал об опыте решения подобных проблем на примере международной организации в Дубне, где женщины составляют более трети всего персонала: «Мы себе не ставим какие-то определенные квоты, но абсолютно точно очень трепетно смотрим на то, чтобы соблюдать гендерный баланс. Условия и возможности у нас – это точно абсолютно – у всех одинаковые. Но, наверное, нужны какие-то дополнительные, может быть, на какой-то определенный период времени все-таки создавать преимущества для того, чтобы женщина могла занимать те или иные посты… Для привлечения женщин в науку, а уже тем более в сферу точных наук – математику, физику, машиностроение, химию и так далее, – конечно, нужна определенная системная работа».

Григорий Трубников подчеркнул, что если человек, независимо от пола, доказал свою интеллектуальную исключительность, то в науке ее или его «абсолютно точно» ждет признание. Академик привел в пример высокую оценку достижений генерального директора ЦЕРН (Европейского Центра ядерных исследований), иностранного члена РАН Фабиолы Джанотти, которая прислала свое видеоприветствие участникам сессии. «Это второй пример за всю историю ЦЕРН, которому больше 60 лет, переизбрания на второй срок <…>. Сейчас она второй срок руководит крупнейшей в мире организацией в области ядерной физики».

Директор Института Африки РАН член-корреспондент РАН Ирина Абрамова рассказала о женщинах-ученых Африки и значении африканских исследований в целом для России. По ее словам, Африка ждет именно российских технологий и именно в тех сферах, где Россия занимает ведущие позиции в мире – это медицинские, аграрные, энергетические, IT-технологии и технологии, связанные с обеспечением жизнедеятельности (очистка воды, воздуха и т.д.).

Она также подчеркнула важность изучения истории колониализма и методов колониальной политики для извлечения исторических уроков: «Сейчас все эти методы намного изощреннее. И еще очень страшно, что они используются и в науке, и в образовании: когда за формальной и красивой упаковкой выхолащивается цель науки. А цель науки – это новый продукт, а не система формальных показателей. Мы бы никогда не сделали вакцину «Спутник» первыми в мире, если бы мы шли пошагово, согласуясь с теми принципами развития науки, которые нам навязываются. И африканский опыт, на мой взгляд, может быть для нас очень и очень важен».

Главный научный сотрудник Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, член-корреспондент РАН, вице-президент РХО имени Д.И. Менделеева Юлия Горбунова посвятила свое выступление необходимости внедрения широких образовательных программ, объясняющих роль химии в жизни общества и борьбе с хемофобией, которой пользуются маркетологи, предлагая населению продукты и лекарства «без химии». Одновременно всего 3% выпускников российских школ выбирают химию на ЕГЭ, «и это тоже является вызовом современности».

В ходе сессии выступили также другие известные российские и зарубежные ученые, представители органов власти и общественных организаций. Деловая программа сессии продолжилась мероприятием нового формата – "SCIENCE-party" в Доме ученых им. М. Горького РАН, которое в этом году состоялось в рамках форума впервые.

 

Подразделы

Объявления

©РАН 2024