Профсоюз РАН представил в Минобрнауки свои предложения по изменениям законодательства, касающимся академической аспирантуры

10.06.2013



30 мая 2013 года состоялась встреча рабочей группы Президиума центрального совета Профсоюза работников РАН с заместителем министра образования и науки А.А.Климовым. Со стороны профсоюза во встрече участвовали: председатель Профсоюза работников РАН В.П. Калинушкин, зампредседателя ПР РАН председатель Совета Нижегородской региональной организации ПР РАН В.Ф. Вдовин, зампредседателя ПР РАН председатель  Комиссии по работе с руководством РАН, Федеральным Собранием и Правительством РФ и общественными организациями Г.В. Чучева, члены Центрального совета ПР РАН председатель Профкома ИСПМ РАН М.Ю. Митрофанов, зампредседателя Приморской региональной организации ПР РАН В.А. Святуха. Со стороны Министерства во встрече приняли участие заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования И.А. Мосичева, заместитель директора Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий А.М. Поляков и сотрудник отдела развития и нормативного регулирования системы дополнительного профессионального образования И.Е. Апыхтина.

А.А. Климов рассказал о возглавляемой и координируемой министерством работе по подготовке нормативных актов, призванных привести деятельность аспирантур в соответствие с требованиями Закона об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября текущего года. Им было отмечено, что несмотря на значительный объем подготовленных к этому времени материалов предстоит еще предпринять значительные усилия по конкретизации и качественному наполнению итоговых документов. Особое внимание А.А. Климов обратил на готовящиеся проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которые в середине июня должны быть опубликованы для общественного обсуждения.

Представители министерства ознакомили участников встречи с Макетом ФГОС и Перечнем направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Стороны выразили обоюдную уверенность, что в подготовке образовательных стандартов необходимо участие специализирующихся в различных областях знаний ученых Российской академии наук и ведущих академических учреждений.

Был также отмечен высокий уровень интеграции ученых РАН в образовательную и научно-исследовательскую деятельность вузов и широкое сотрудничество РАН с вузами при реализации собственных образовательных программ. Это, по мнению собравшихся, обеспечивает надежную основу для успешного сотрудничества при разработке проектов ФГОС по направлениям подготовки.

На примере конкурсного распределения мест между организациями, осуществляющими программы подготовки кадров на первых двух этапах высшего образования, А.А. Климов объяснил предполагаемые принципы функционирования аналогичной системы конкурсного распределения мест в аспирантурах. Соответствующая система должна вступить в силу с 2014 года. Представители профсоюза получили разъяснение, что с 1 сентября 2013 года зачисление в аспирантуру на прежних основаниях прекращается, и с этим связана необходимость оформления в организациях персональных документов для принимаемых в 2013 году на обучение лиц к этому сроку. Стороны выразили готовность способствовать тому, чтобы сложности организационного периода, связанного с вступлением в силу новых регламентирующих образовательную деятельность актов, не помешали организации учебного процесса в текущем году.

Сотрудникам министерства был передан для рассмотрения пакет предложений Профсоюза РАН по проходящей реформе системы аттестации кадров, обсужденный и одобренный на заседании президиума центрального совета профсоюза. Он состоит из трех блоков, посвященных деятельности аспирантур, проекту Концепции модернизации аттестации кадров высшей квалификации и изменениям в регламентации деятельности диссертационных советов. На встрече стороны рассмотрели содержание первого блока подготовленных профсоюзом предложений. Были обсуждены вопросы учета научно-исследовательских направлений специализации при подготовке кадров в «академических» аспирантурах; соблюдения норм материально-технического обеспечения процесса обучения; нормативных основ самостоятельной подготовки исследователей с последующей сдачей квалификационных экзаменов; деталей правового регулирования зачисления и отчисления лиц, проходящих обучение; форм организации процессов обучения и аттестации с учетом широко развитой в РАН кооперации реализующих программы подготовки в аспирантуре учреждений с академическими образовательными организациями и вузами.

В ходе заинтересованного и конструктивного диалога были получены исчерпывающие комментарии и достигнуто взаимопонимание по большинству затронутых вопросов. А.А.Климов обещал учесть при дальнейшей корректировке документов ряд предложений, лежащих в компетенции министерства, по ряду вопросов, в частности лежащих в сфере компетенции Рособрнадзора, было достигнуто соглашение о консультациях с целью нахождения согласованных решений, учитывающих специфику организации «академической» аспирантуры. Сотрудники министерства обратили внимание представителей профсоюза, что ряд предложений, прозвучавших на встрече, уже был независимо учтен в последних проектах нормативных актов. Было достигнуто соглашение о предоставлении в распоряжение профсоюза пакета актуальных документов.

Вместе с тем, сторонами было отмечено недостаточно активное участие представителей РАН в работе на стадии подготовки проектов. Стороны высказали сожаление в том, что мероприятия Общего собрания РАН, проходящие параллельно со встречей, помешали представителям РАН принять в ней предварительно согласованное участие. Участники встречи выразили надежду, что вновь избранное руководство РАН с первых дней активно включится в работу, в частности, по кругу вопросов, послуживших предметом обсуждения на встрече. Со стороны профсоюза было обещано принять меры к скорейшему активному вовлечению в эту деятельность представителей академического сообщества.

Стороны признали необходимость дальнейших рабочих контактов и активного участия представителей всех заинтересованных сторон в разработке полного пакета нормативных документов, касающихся подготовки высококвалифицированных кадров и в последующей организации процесса подготовки в соответствии с требованиями Закона об образовании и связанных с ним законодательных актов. 

Михаил Митрофанов


 

Источник: Профсоюз работников РАН

©РАН 2019