О юбилее ОИЯИ, международном сотрудничестве и новой физике
28.03.2016
26 марта 2016 года исполняется шестьдесят лет со дня основания Объединенного института ядерных исследований в Дубне. В рамках празднования этого юбилея намечается закладка отечественного сверхпроводящего коллайдера NICA и лекция профессора Дэвида Гросса (США) (об этих событиях расскажет наш портал). 22 марта в МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция, на которой директор института академик РАН Виктор Анатольевич Матвеев и вице-директор член-корреспондент РАН Григорий Владимирович Трубников рассказали об истории и современных программах института, а также о том, во что верят и в каком мире живут современные физики.
Объединенный институт ядерных исследований был основан в 1956 году, и создание его было необычным. По сути, дубнинский институт — дитя послевоенных ядерных договоренностей. Тогда в мире родилось понимание: атом должен быть мирным, а ядерные исследования не могут проводиться какой-то одной страной в одиночку. В 1954 году в Женеве была создана Европейская организация ядерных исследований (ЦЕРН). В создании дубнинского института также принимали участие одиннадцать стран, благодаря чему новое научное подразделение сразу получило двоих иностранных вице-директоров — и Польши и Чехии. Так была заложена основа международного Ученого совета, который действует в ОИЯИ и по сегодняшний день. Представители разных стран вносили в рабочую атмосферу института свою культуру, так что научное учреждение получилось не вполне «советским».
На сегодняшний день институт сохраняет положение мирового лидера в области ядерной физики и смежных дисциплин. За последние десять лет в ОИЯИ было открыто шесть элементов периодической системы Менделеева, причем первенство в открытии элементов 115, 117 и 118 признано международным сообществом именно за российским институтом (последний — совместно с Ливерморской национальной лабораторией, США). Наш портал рассказывал о получении новых элементов и спорах о приоритете.
Как сообщил Виктор Трубников, один из новых элементов предполагается назвать Московием. По поводу остальных названий дубнинцы будут консультироваться с коллегами из Ливерморской национальной лаборатории (США), которая поставляла сырье для экспериментов, в ходе которых новые сверхтяжелые элементы и были получены.
Кстати, поставки в рамках соответствующей научной программы расписаны в Ливерморе на десятки лет вперед, и они не прерывались, несмотря ни на какие политические перипетии последних лет. Мировая программа фундаментальных физических исследований глобальна и находится над политикой, добавил Виктор Матвеев.
Сейчас перед институтом стоит новая задача — обнаружение элементов со 122 по 124, по этому поводу между разными странами мира даже развернулось своеобразное соревнование.
Получение новых элементов, которые в природе встречаются только в космосе в процессах распада нейтронных звезд, создает в ОИЯИ «побочные продукты», которые вполне применимы в повседневной жизни. Так, в ходе исследований для собственных лабораторных нужд сотрудники института создали также особые сверхтонкие фильтры — трековые мембраны. Отверстия в них столь малы, что подходят, например, для глубокой очистки крови, позволяя отфильтровать даже некоторые вирусы. Производством фильтров в промышленных масштабах теперь занят специальный завод, существующий в рамках института.
Кстати, в области организации научного процесса Институт применяет многие успешные западные технологии: идеи сотрудников ОИЯИ быстро попадают в производство, на существующем в рамках института импульсном реакторе действует международная программа пользователей, заявки которых проходят предварительный отбор. Таким образом достигается оптимальная загруженность сложного оборудования для выполнения наиболее ценных проектов.
Еще одно направление исследований реализуется в лаборатории физики нейтрино. Сейчас происходят работы по созданию глубоководного нейтринного телескопа на озере Байкал. Помимо своей основной функции, нейтринный детектор — еще и очень чувствительный монитор по выявлению загрязнений, так что проект будет способствовать экологическому мониторингу Байкала.
Второй нейтринный телескоп планируется установить на реакторе Калининской АЭС. Там он будет также монитором горения ядерного топлива.
Однако основной современный проект института — сверхпроводящий коллайдер тяжелых ионов NICA — крупнейший российский проект в области физики высоких энергий за последние двадцать-тридцать лет.
В институте говорят: «Проект позволит экспериментально проверить, так сказать, пощупать руками наши же идеи, высказанные в 1970-80-е годы». Как сообщил Виктор Матвеев, с помощью нового прибора специалисты ОИЯИ предполагают смоделировать момент спустя 10 в минус семнадцатой степени секунд после Большого Взрыва.
В результате, как предполагают ученые, можно будет наблюдать так называемое смешанное фазовое состояние ядерной материи, при котором уже образовавшиеся протоны и нейтроны соседствуют со свободными кварками. Воспроизведя таким образом возникновение материи во Вселенной, ученые надеются ответить на несколько важнейших вопросов, касающихся основных постулатов стандартной модели физики элементарных частиц. Например, почему для образования протонов и нейтронов кварки группируются по трое? Почему при образовании Вселенной антивещества было гораздо меньше, чем вещества? Какова природа нейтронных звезд?
«В результате, экспериментируя здесь, на Земле, мы сможем не только понять процессы, происходящие в далеком космосе и, возможно, получить принципиально новые источники энергии, но и открыть для себя совершенно новую физику и, может быть, даже новые вселенные.
При этом важно понимать значение международного сотрудничества. Надо понимать: отдельный ученый, работая автономно, осмыслить глобальные проблемы современной физики не сможет», — добавил Виктор Матвеев.
Дарья Менделеева, Научная Россия