Сергей Викторович Михеев родился 22
декабря 1938 года в Хабаровске.
В 1962 году окончил факультет
авиационной техники Московского авиационного института. Далее — в
опытно-конструкторском бюро «Камова»: инженер, начальник бригады, ведущий
конструктор, начальник отдела, с 1967 года — ведущий конструктор, с 1971 года —
начальник отдела каркасных конструкций. С 1974 года — стал главным
конструктором и, одновременно, директором Ухтомского вертолётного завода, в
1987 году — генеральным конструктором ВНТК имени Н.И. Камова, в 1994 году стал
президентом и генеральным конструктором ОАО «Камов». В настоящее время — Генеральный
конструктор ОАО «Камов».
Одновременно — профессор МАИ.
Член-корреспондент РАН с 2000 года,
академик РАН с 2011 года — Отделение энергетики, машиностроения, механики и
процессов управления. Специалист в области вертолетостроения.
Академик С.В. Михеев — заслуженный советский
и российский ученый и авиаконструктор в области вертолетостроения. Под его руководством
разработаны современные гражданские и военные модели вертолетов соосной схемы
расположения винтов, в том числе поколение корабельных вертолетов с
автоматизированными пилотажно-навигационными комплексами, а также поколение
новейших ударных вертолетов.
Основные научные результаты: решены
фундаментальные проблемы разработки оригинальных концепций боевых и гражданских
вертолетов, реализация их в отечественном вертолетостроении; разработана теория
и методы расчета вертолетов соосной схемы, не имеющих аналогов в зарубежном
вертолетостроении.
Работы С.В. Михеева в области
аэромеханики соосных несущих винтов, динамики движения соосных аппаратов,
широкого внедрения в их конструкцию полимерных композиционных материалов и
автоматизации полета позволили создать для Министерства обороны, других
ведомств страны уникальные вертолетные комплексы. Под его руководством для ВМФ
созданы боевой корабельный вертолет Ка-27 для борьбы с атомными подводными
лодками, поисково-спасательный Ка-27ПС, экспортный Ка-28, транспортно-боевой
Ка-29 и радиолокационного дозора Ка-31.
Для армейской авиации построен боевой
ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» — самый мощный ударный вертолет в мире,
работы над которым начались еще в 1977 году. Он был и остался единственным в
мире одноместным боевым вертолетом. В этом «летающем танке» впервые в
отечественном авиастроении были широко применены композиционные материалы,
металлопластиковые подшипники, многие другие технологические ноу-хау. «Черная
акула» позволяла пилоту видеть на экране бортового дисплея всю группу
вертолетов, решающих боевую задачу, обмениваться с ними информацией и, в случае
необходимости, управлять группой. Аналогов не было не только в России, но и в
США.
Боевой многофункциональный и всепогодный
Ка-52 «Аллигатор» на настоящий момент является лучшей в мире боевой винтокрылой
машиной — он имеет радары, комплексы активной защиты, современную авионику,
мощное вооружение, способен работать в системе сетецентрического управления
воздушным и наземным полем боя. Это лучший боевой вертолет в мире.
Создан многоцелевой Ка-60 «Касатка».
Гражданское направление представляют многоцелевые вертолеты Ка-32 и его
модификации, Ка-226 и вновь создаваемый скоростной Ка-62. Новое направление
работ связано с созданием беспилотных вертолетов в интересах военных и
гражданских эксплуатантов.
В постсоветское время авиапром бывшего
СССР оказался в критическом положении — хотя в вертолетостроении страна
сохраняла лидерство, тем не менее, не удалось воспользоваться мировым
приоритетом и насытить рынок самыми скоростными и самыми грузоподъемными
вертолетами, которые были бы вне конкуренции. В 90-е, в самый тяжелый для
страны и отрасли период, фирма «Камов», где только и умели делать соосные
машины, имела все шансы обанкротиться и навсегда исчезнуть, однако сохранилась
— и только потому, что ее президентом и Генеральным
конструктором оказался С.В. Михеев.
Автор 138 научных работ, из них 8
монографий, 76 авторских свидетельств и патентов.
Он сохранил уникальную конструкторскую
школу проектирования соосных вертолетов, которые, по мнению специалистов, будут
доминировать в небе XXI века — под его руководством подготовлено 6 докторов и
17 кандидатов технических наук.
Член редколегий 7 журналов: «Техника
воздушного флота», «Полет», «Авиационная промышленность», «Вестник воздушного
флота», «Вертолет», «Военный парад» и «Вестник авиации и космонавтики».
В 1990-1993 гг. — народный депутат
РСФСР/РФ, член Комиссии Верховного Совета по транспорту, связи и информатике.
В 1993-1994 гг. — член Совета по промышленной
политике при Правительстве РФ.
С 1997 года — член Научного совета при
Совете Безопасности РФ, член Межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ
по проблемам оборонно-промышленного комплекса.
Президент Российского вертолетного
общества и Ассоциации вертолетной индустрии.
Является членом Международной
вертолетной ассоциации, членом вертолетных обществ России, США и Европы.
Заслуженный деятель науки РФ.
Герой России. Награжден орденом Ленина,
орденом Октябрьской Революции.
Лауреат Ленинской премии и
Государственной премии РФ.
Имеет Благодарность Президента РФ.
Лауреат премии им. А.Н. Туполева РАН — за
комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию
боевых и гражданских вертолетов.