Найдены флавоноиды – лучшие защитники сосудов и сердца

26.09.2018

Ученые Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН совместно с коллегами из Института биофизики клетки РАН нашли флавоноиды, блокирующие активность ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) – основного виновника сердечнососудистых заболеваний. Результаты исследования опубликованы в октябрьском номере журнала European Journal of Pharmacology.

Эпидемиологические и экспериментальные исследования показывают, что флавоноиды снижают риск сердечнососудистых заболеваний у людей и различные проявления атеросклероза у животных. В работах на животных продемонстрировано множество положительных эффектов влияния флавоноидов на различные системы и клетки организма. Однако механизм их действия, направленный на снижение риска сердечнососудистых заболеваний (ССЗ), не установлен, также не определены наиболее активные флавоноиды, оптимальные дозы и способы применения.

Ученые Института теоретической и экспериментальной биофизики исследуют действия флавоноидов на активацию ангиотензинпревращающего фермента, которая провоцирует окислительный стресс в сосудах, и как следствие этого – развитие сердечнососудистых заболеваний . Несколько экспериментов по этой теме они посвятили изучению активации АПФ при радиотерапии опухолей. Известно, что в ходе такого лечения нормальные ткани страдают в основном из-за поражения сосудов, однако механизм такого эффекта оставался невыясненным.

«Ранее нами было показано, что активность АПФ и связанное с ней образование активных форм кислорода (АФК) в аорте крыс увеличивается после воздействия ионизирующей радиации в дозах, применяемых при радиотерапии опухолей. В настоящей работе исследовали влияние флавоноидов различных классов, отличающихся количеством ОН групп и липофильностью.

Показано, что из семи флавоноидов шесть полностью предотвращают увеличение активности АПФ в аорте, но при разных концентрациях. Активность флавоноидов снижается с увеличением количества ОН групп в кольцах и уменьшением липофильности. Самым активным флавоноидом оказался таксифолин (дигидрокверцетин)», - рассказал пресс-службе ИТЭБ РАН один из авторов статьи, заведующий лабораторией окислительного стресса Юрий Корыстов.

В перспективе данная работа открывает новые возможности для лечения гипертонии и снижения риска сердечнососудистых заболеваний. Применяемые сегодня синтетические ингибиторы АПФ не всегда дают желаемый результат, а у ряда пациентов вызывают негативные эффекты. Флавоноиды же не токсичны, так как на протяжении эволюции человек адаптировался к их потреблению с растительной пищей: фруктами, овощами, корнеплодами.

Ученые надеются, что, по крайней мере, для некоторых групп пациентов флавоноиды будут лучшим средством предотвращения увеличения активности АПФ, чем синтетические ингибиторы того же фермента.

Релиз подготовила Наталья Быкова