Пущинские учёные показали необходимость комплексного решения трех ключевых проблем онкологии для повышения эффективности клинической терапии

13.03.2019

Хорошо известно, что лечение онкологических заболеваний является одной из самых актуальных задач современной медицины. Эффективность лечения сильно затрудняется из-за неоднородности свойств клеток в опухоли. Например, в одной опухоли клетки могут расти совершенно с разной скоростью или быть более/менее устойчивы к лекарственным препаратам и т.д. Для разработки эффективных лекарств необходимо учитывать три ключевые проблемы онкологии:

1. избирательность препаратов – нужно разрабатывать такие лекарства, которые уничтожают только раковые клетки и не повреждают здоровые;

2. устойчивость (резистентность) опухолевых клеток к препаратам – большая часть злокачественных клеток становится устойчивой к лекарствам из-за того, что онко-клетки растут быстрее, чем питающие их кровеносные сосуды. Так возникают зоны недостатка кислорода - гипоксии, усиливаются мутации, активируются различные механизмы защиты клеток, в том числе связанные с межклеточными взаимодействиями;

3. ограничение проникновения лекарственных препаратов к опухолевым клеткам вглубь ткани, что особенно характерно для высокомолекулярных веществ, например, антител.

Ученые из лаборатории фармакологической регуляции клеточной резистентности и лаборатории тканевой инженерии ИТЭБ РАН в сотрудничестве со специалистами Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена оценили необходимость комплексного решения всех трех вышеперечисленных проблем для повышения эффективности противоопухолевого рекомбинантного белка izTRAIL. Результаты исследования опубликованы в февральском номере международного журнала International Journal of Molecular Sciences. Работа выполнена при поддержке гранта правительства РФ 14.Z50.31.0028.

Схематическое изображение проведенного эксперимента (предоставлено авторами).

TRAIL – это природный противораковый белок, способный вызывать гибель только опухолевых клеток, не повреждая здоровые. Он показал высокую эффективность в экспериментах на клетках вне организма, но не был эффективен в клинических испытаниях. Авторы работы предположили, что это связано с приобретением лекарственной устойчивости опухолевых клеток в организме и с ограничением проникновения белка в опухолевую ткань. Для подавления устойчивости к белку izTRAIL опухолевых клеток человека, введенных иммунодефицитным мышам, ученые добавили противоопухолевый препарат сорафениб (в нетоксических концентрациях), который, как они показали ранее, способен подавлять устойчивость клеток к белку izTRAIL. Это частично подавило рост опухоли. Для дальнейшего усиления противоопухолевого эффекта исследователи использовали специальный пептид iRGD, состоящий из 9 аминокислот и способный усилить проникновение препаратов в опухолевую ткань. В результате этого опыта было обнаружено, что наиболее значительное усиление противоопухолевого эффекта белка TRAIL наблюдается только при его сочетании с сорафенибом и пептидом iRGD.

«Полученные нами результаты говорят о необходимости комплексного решения всех ключевых проблем онкологии для эффективной противоопухолевой терапии, включая необходимость избирательности препаратов по отношению к опухолевым клеткам, повышенную лекарственную устойчивость опухолевых клеток на удалении от сосудов и ограничение проникновения лекарств вглубь опухолевой ткани»,- рассказал пресс-службе ИТЭБ РАН один из авторов исследования, заведующий лабораторией фармакологической регуляции клеточной резистентности, кандидат биол. наук, Фадеев Роман Сергеевич (http://194.149.64.10/newiteb/person/default.asp?str=l&l=043).

Источник:
R. Fadeev, A. Chekanov, M. Solovieva, O. Bezborodova, E. Nemtsova, N. Dolgikh, I. Fadeeva, A. Senotov, M. Kobyakova, Y.Evstratova, R. Yakubovskaya and V. Akatov. Improved Anticancer Effect of Recombinant Protein izTRAIL Combined with Sorafenib and Peptide iRGD // Int. J. Mol. Sci. 2019, 20(3), 525.

Материал подготовила:
Полина Кирсанова