http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=8dea3880-d1a8-4b17-92b4-8bd9f1b37f58&print=1
© 2024 Российская академия наук

Роль Минобразнауки в развитии научно-технической сферы экономики РФ

01.03.2006

Подведены итоги деятельности Министерства образования и науки РФ в 2005 году

В 2005 году Минобразнауки обеспечило подготовку и внесение в Правительство РФ и другие федеральные органы исполнительной власти ряд материалов. Среди них, в частности: предложения к Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) по разделам "Модернизация образования" и "Реформирование науки и стимулирование инноваций"; прогноз социально-экономического развития РФ на 2006 год и параметров прогноза на период до 2008 года в части, относящейся к сфере ведения Минобрнауки России. В целях развития научно-образовательного комплекса, имеющего стратегическое значение для экономического и социального развития, были подготовлены предложения к перечню стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также предложения в проект программы приватизации федеральных государственных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности пакетов акций открытых акционерных обществ сферы образования и науки на 2005-2007 годы.

Среди наиболее важных законодательных актов, курируемых министерством, отмечаются следующие. В 2005 году был принят ФЗ "О признании утратившими силу положений законодательных актов РФ по вопросам государственной аккредитации научных организаций", направленный на устранение избыточных функций государственного управления. Разработан проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О науке и государственной научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в Закон РФ "Об образовании", обеспечивающие создание и развитие различных форм интеграции науки и образования, их эффективного функционирования. Законопроектом вносятся также изменения, направленные на введение в законодательство общих положений о необходимости и формах интеграции науки и образования, на обеспечение возможности создания и функционирования базовых кафедр вузов и базовых лабораторий организаций, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.

Также в 2005 году был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Данный проект федерального закона предусматривает утверждение в должности президента Российской академии наук Президентом РФ, а Правительством РФ - президентов отраслевых академий и уставов государственных академий наук. Правительство РФ также определяет количество действительных членов и членов-корреспондентов государственных академий наук.

Одним из важнейших результатов деятельности Министерства в 2005 г. является реализация инновационных проектов государственного значения, начатых 3 года назад. В настоящее время реализуется девять таких проектов, из которых 2 проекта вышли на уровень инвестиционных и переданы на экспертизу в Минэкономразвития России. На эти проекты выделены бюджетные средства в объеме 2,76 млрд руб., а прогнозируемый суммарные ежегодный объем продукции начиная с 2006 года составит около 5 млрд руб. Реализация проектов обеспечивает рост привлечения внебюджетных средств и повышение бюджетной эффективности инноваций. Также в 2005 году с учетом задач, поставленных руководством страны о повышении эффективности участия России в деятельности АТЭС, на базе Дальневосточного государственного технического университета был создан Центр научно-технического и инновационно-технологического взаимодействия с АТЭС, основной целью которого является укрепление научно-технической интеграции России с АТЭС.

Среди задач министерства на 2006 год: принятие федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России на 2007-2012 годы"; уточнение спектра приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом современных тенденций научно-технологического прогресса, потребностей экономического и социального развития, задач обеспечения национальной безопасности; обеспечение приоритетного финансирования из средств федерального бюджета фундаментальной науки, совершенствование приборной базы и уникального оборудования. Кроме того, в этот период будут разработаны механизмы для роста привлечения внебюджетных средств для проведения научных исследований и разработок; созданы финансовые, материальные и социальные механизмы для привлечения молодежи в науку; созданы научно-образовательные центры в целях совершенствования структуры сети научных и научно-образовательных учреждений. Также планируется развитие системы долгосрочного научно-технологического и инновационного прогнозирования; развитие системы грантов для молодых ученых; реализация инновационных проектов государственного значения и разработка предложений по их переводу в инвестиционную стадию; совершенствование системы венчурного финансирования, развитие Венчурного инновационного; разработка мер по предотвращению увода результатов интеллектуальной деятельности в сферу "теневой экономики"; совершенствование системы конкурсного отбора субъектов для присвоения статуса наукограда; обеспечение постановки на учет объектов интеллектуальной собственности, созданных при реализации контрактов финансируемых из средств федерального бюджета, и проч.

Об этом сообщает официальный сайт Минобразнауки