Ученым «Марс 500» понравился как эксперимент и как шоу

27.04.2012

Помимо научных результатов такие проекты возрождают интерес к космонавтике, полагают в РАН

На международном симпозиуме в РАН подвели итоги завершившегося в ноябре прошлого года эксперимента «Марс 500», в ходе которого шесть добровольцев 520 суток находились в условиях, имитирующих межпланетный полет.

Организаторы эксперимента говорят о безусловном успехе проекта.

— Экипаж сохранил здоровье и высокую работоспособность, выполнена обширная программа научных исследований, —рассказал «Известиям» директор проекта Борис Моруков. — Апробированы перспективные средства медицинской диагностики, оказания помощи, средства поддержания здоровья и профилактики неблагоприятного воздействия факторов, в частности изоляции в герметично замкнутом пространстве.

Один из значимых результатов проекта, по словам заведующего лабораторией социальной психологии института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Вадима Гущина, касается принципа формирования экипажей для дальних полетов.

— Если для орбитальных полетов человек должен быть исполнительным, педантичным и так далее, то в межпланетных, как теперь ясно, нас больше бы устроил человек творческий, склонный к самостоятельным решениям, — рассказывает Гущин. — В условиях, когда задержка связи с Землей достигает 40 минут и множество решений пилоты должны принимать самостоятельно, исполнительные люди испытывают больший стресс. А «креативные» астронавты, наоборот, испытывают эмоциональный подъем и демонстрируют лучшую работоспособность.

Ответственный исполнитель проекта «Марс 500» Александр Суворов отметил значимость результатов клинических и лабораторных экспериментов.

— Мы выявили целый ряд особенностей регуляции в организме, — рассказал он. — Теперь мы знаем больше об особенностях сна, когда его режим смещается, о работе сердца, об артериальном давлении, которое повышалось из-за диеты, периодического стресса и физической нагрузки, — говорит Суворов. — В результате этих экспериментов выработаны рекомендации для космонавтов, фактически снижающие требования к их здоровью: если раньше в космос отправляли абсолютно здоровых людей, то теперь можно отправлять практически здоровых.

Неожиданные результаты, по словам организаторов проекта, дали санитарно-гигиенические наблюдения. Вопреки прогнозам, несмотря на повышение содержание в герметически замкнутом пространстве оксида углерода, у членов команды не произошло метаболических нарушений в организме — костная ткань астронавтов осталось нормальной. Кроме того, удачно апробированы пробиотики, защитившие участников эксперимента от вирусных заболеваний в благоприятных для их развития условиях.

Больше всего участники проекта гордятся медийным эффектом проекта «Марс 500». По мнению Суворова, интерес к космосу стал угасать, а проект его подстегнул.

— Один из важных результатов эксперимента — привлечение широкого круга мировой общественности — специалистов, ученых, обывателей, молодежи — к космонавтике вообще. На Googlе было зарегистрировано более 400 млн ссылок практически на всех языках мира на проект «Марс 500», — описывает масштаб интереса заместитель директора проекта «Марс 500», замдиректора по науке ИМБП РАН Марк Белаковский.

Не все специалисты от космоса оценивают результаты эксперимента одинаково высоко.

- Это шоу, правда, шоу на международном уровне. Ничего с точки зрения новых методик, выводов, эксперимент не принес. Ценность материалов, которые были получены в ИМБП в 1960-1970-е годы, на порядок выше, чем то, что получено на «Марс 500», — говорит заместитель руководителя летно-космического центра РКК «Энергия», космонавт Павел Виноградов.

Нет новизны, по его мнению, и в выводах психологов проекта.

Ученые давно занимались проблемой и поняли, что нормальные люди, даже с разными культурами, вероисповеданием, языками совершенно спокойно могут работать в нормальном экипаже. Здесь ничего нового «Марс 500» нам не дал. На самом деле это выстрел если не из пушки, то уж по воробьям точно. Никаких систем нормальных там люди не использовали. Даже питание, которое там было припасено, — извините, еда от фирм, поставляющих авиационное питание.

Единственный плюс эксперимента, полагает Виноградов, — реставрация Наземного экспериментального комплекса ИМБП.

Наука и технологии России

Подразделы

Объявления

©РАН 2024