Новости мировой науки

12.12.2013

Большая группа российских ученых в сотрудничестве с американскими коллегами зарегистрировала ультраяркий космический гамма-всплеск; результаты исследования космического явления опубликованы в ведущем специализированном издании.
В декабрьском номере The Astrophysical Journal опубликованы данные о гамма-всплеске GRB 110918A, который произошел 18 сентября 2011 года. Он был детально исследован российским прибором КОНУС, который установлен на борту американского космического аппарата WIND и отслеживает космические гамма-всплески на протяжении 19 лет. КОНУС был создан более 20 лет назад в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе Российской академии наук под руководством члена-корреспондента РАН Евгения Мазеца. Как отмечается в статье, гамма-всплеск GRB 110918A наиболее яркий за все время наблюдений с начала эры космологии гамма-всплесков, отсчет которой ведется от 1997 года. Всплески космического гамма-излучения являются источниками экстремальных по интенсивности потоков жесткого электромагнитного излучения во Вселенной и, как отметил в комментарии нашей программе один из авторов публикации, ведущий сотрудник ФТИ им. А.Ф. Иоффе Рафаил Аптекарь, эти всплески «представляют собой приоритетную цель внеатмосферных астрофизических исследований».

Программа научных исследований проекта КОНУС направлена на решение фундаментальной научной проблемы происхождения и природы космических гамма-всплесков и механизма генерации интенсивных потоков рентгеновского и гамма-излучения в их источниках. Изучению космических гамма-всплесков посвящены также американские миссии Swift и Fermi, итальянская миссия AGILE, японская миссия Suzaku и европейская миссия INTEGRAL. Однако, по словам авторов публикации, данные российско-американского эксперимента КОНУС-WIND о гамма-излучении источника в начальной фазе события сентября 2011 года играют в его исследовании лидирующую роль. В статье, первым автором которой является старший научный сотрудник ФТИ им. А.Ф. Иоффе Дмитрий Фредерикс, представлены результаты всеволновых исследований GRB 110918A. Они основаны на данных, полученных большим международным коллективом ученых на космических и наземных телескопах.

Кроме аппаратуры КОНУС-WIND гамма-излучение всплеска было зарегистрировано также обсерваторией INTEGRAL, российской аппаратурой HEND на американской миссии Mars Odyssey и прибором в составе американской миссии MESSENGER, находящейся на орбите Меркурия. Благодаря большим расстояниям между детекторами удалось триангуляционным методом, то есть замерением расстояния из трех точек, локализовать источник всплеска на небесной сфере с высокой точностью в несколько угловых минут, что позволило спустя сутки зарегистрировать и детально исследовать послесвечение источника в области мягкого рентгеновского излучения с помощью рентгеновского телескопа миссии Swift. Тогда же к наблюдениям источника GRB 110918A подключились большие наземные оптические телескопы. С их помощью было определено значение космологического «красного смещения», по которому рассчитали расстояние до источника всплеска и время, когда в нем произошел колоссальный взрыв. Оно составило примерно 7,5 миллиардов лет назад при нынешнем возрасте Вселенной, который, по последним оценкам, составляет примерно 13,7 миллиардов лет. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».

Эхо Москвы,  Марина Аствацатурян научный обозреватель