Основные направления деятельности и задачи Профсоюза работников РАН

17.06.2011



Проект, выносится для утверждения V Съездом Профсоюза работников РАН

Основные направления деятельности и задачи Профсоюза работников РАН

 

Введение

 

IV Съезд профсоюза утвердил Основные направления деятельности и задачи Профсоюза работников РАН на 2006-2010 г.г. Анализ соответствия деятельности профсоюза утвержденным направлениям и поставленным задачам демонстрирует, что в целом прогноз ситуации на пятилетку, сделанный IV съездом, оказался оправданным, поэтому поставленные задачи были актуальны, а направления выбраны верно. Также можно  констатировать, что в целом работа профсоюза после IV  Съезда велась  в рамках обозначенных направлений и отвечала поставленным целям. Многие из задач были решены, некоторые утратили актуальность, другие по тем или иным причинам не нашли разрешения, возникли новые проблемы и направления деятельности.

На этом основании целесообразно наметить на новый пятилетний период те же задачи и направления, скорректировав их с учетом изменившихся за последние годы условий. По тем же причинам должны быть приняты поправки в Устав профсоюза и продолжена работа по дальнейшему совершенствованию Устава к следующему Съезду.

 

I. Основные задачи профсоюза

 

1. Главной задачей профсоюза, согласно Уставу, является достижение достойного уровня заработной платы

В рамках пилотного проекта по совершенствованию оплаты труда в РАН, проводившегося в 2006-2009 годах, зарплата работников РАН существенно выросла. Однако сегодня достигнутый результат не удовлетворяет профсоюз в полной мере, поскольку инфляционные потери сотрудникам не компенсируются. При этом около 80% бюджетного финансирования в академии расходуется на зарплату. Профсоюз тревожит и тот факт, что при невысоком уровне средней зарплаты дисперсия доходов сотрудников РАН по институтам, территориям и отдельным категориям работников превышает порог, обусловленный многообразием групп профессиональной подготовки. 

Уровень оплаты труда ученых далек от отраслевого европейского стандарта. Доходы основной массы работников РАН не прозрачны и определяются в основном степенью близости работника к источнику финансирования (хоздоговору, гранту и т.п.) Поэтому  многие сотрудники РАН получают зарплаты, приближающиеся по величине к прожиточному минимуму, и такое положение необходимо исправлять. 

Данная задача профсоюза остается приоритетной и на новый период. Одним из способов ее решения является борьба не просто за достойную  оплату труда, но за научно обоснованный уровень финансового обеспечения рабочего места, включая зарплату, налоги, коммунальное содержание, средства на оборудование, материалы, командировки и т.п. Важнейшей задачей профсоюза должна стать выработка такого норматива и его отстаивание перед властями. Перспективной задачей на 7-10 лет является достижение среднего суммарного дохода научного работника РАН в размере $5000 и пропорционального прироста доходов ИТР и вспомогательных кадров. Более близкой тактической задачей на будущий пятилетний период является обеспечение 2-3-кратного увеличения зарплат и снижение дисперсии по доходам сотрудников РАН до социально – обоснованных показателей (децильный коэффициент <7),  а также приведение доходов работников РАН в соответствие с критериями, предусмотренными ТК РФ (квалификация, количество, качество труда, условия выполняемой работы). Полученные гранты и договоры не должны влиять на текущую зарплату сотрудника РАН, которая определена в соответствии с тремя ключевыми факторами, указанными выше.

Рост доходов сотрудников академии (причем в виде базовой, окладной компоненты) должен опережать инфляцию, определяемую исходя из цены  услуг, учитываемых в составе потребительской корзины.

Занимаясь снижением дисперсии по доходам, в первую очередь, следует бороться против мизерных, а не крупных доходов. Как эффективный механизм работы по этому направлению следует рассматривать полную публичность и прозрачность доходов работников госсектора науки, подобно российским госслужащим и зарубежным ученым.

В предстоящий период следует ставить и решать вопрос с зарплатами в ведомственной социальной сфере, добиваться нормального уровня аспирантских стипендий, выстраивать современную систему оплаты труда рабочих в РАН. Необходимо добиваться побед по частным, но важным для научного сообщества вопросам.

2. Задача повышения финансирования из госбюджета фундаментальных исследований

За прошедший период достигнут определенный рост финансирования российской гражданской науки. Но в основном он коснулся вузовского и отраслевого исследовательских секторов (программы поддержки исследований вузов и их кооперации  с бизнесом, создание инновационного центра «Сколково» и национального исследовательского центра «Курчатовский институт» и т.п.). Академический сектор науки был практически исключен из сферы государственных приоритетов. В рамках кризисного секвестра бюджет РАН потеряла около 5 млрд.руб. Да и намеченные показатели финансирования гражданской науки, утвержденные Госсоветами 2002 года, оказались не выполненными не только в процентном, но и в рублевом выражении (в ценах 2002 года). Более того, в связи с завершением в 2010 году действия ряда стратегических документов, государство начало разработку “Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года”, «Основ политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года», в которых изначально не были учтены потребности развития фундаментальной науки и Российской академии наук. Сегодня эти документы дорабатываются с участием научного сообщества.

Практика показала, что не имеет смысла ставить задачу увеличения финансирования науки, не указав адресного получателя -  РАН. Впредь следует, сохранив данную задачу как приоритет, сконцентрироваться на увеличении финансирования РАН и государственных фондов поддержки науки (РФФИ и РГНФ),  а также на противодействии реализации разработанной МЭРТ Стратегии инновационного развития России до 2020 года.

Для  достижения конкурентоспособного уровня поисковых исследований необходимо добиваться  доведения уровня финансовой поддержки науки до стандартов, принятых у мировых лидеров (~3% ВВП). Если государство не может запустить эффективные механизмы привлечения частных инвестиций в науку, то эту обязанность должны нести бюджетные источники. Важно добиваться фиксации (например, на уровне 40%) доли финансирования РАН в общем объеме средств, выделяемых на гражданскую науку РФ.

Значимым событием, которое задаст вектор развития фундаментальной науки вообще и РАН, в частности, станет заседание Госсоветов в сентябре 2011 года, которое, подобно заседаниям 2002 года, определит стратегию государства в данной сфере. Руководство РАН, понимая важность этого этапа, начало подготовку «Концепции развития РАН до 2025 года». Профсоюз направил свои предложения в этот документ, и нам предстоит огромная работа по отстаиванию своих позиций. Мы намерены взаимодействовать с Министерством образования и науки, готовящим заседания Госсоветов, добиваясь учета мнения профсоюза в итоговом документе.

3. Задачи социально-кадровой направленности в РАН

Хотя задача повышения эффективности социально-кадровой политики в РАН стояла и в предыдущем периоде, она так и не была сформулирована как комплексная программа Академии и работала лишь фрагментарно (ведомственная медицина, жилищная программа, сохранение кадров, забота о ветеранах и молодежи, детские лагеря, санатории, базы отдыха и т.п.)  Отдельные проблемы ведомственной социальной сферы носят застарелый характер (жилье, статус ветеранов и почетной грамоты, пенсионная реформа). Необходимы дальнейшие усилия как по сохранению и развитию имеющихся направлений, так и по  комплексному охвату всей сферы единой программой.

Главная задача в кадровом блоке для профсоюза – удержать власти от новых сокращений штатов в РАН, наращивать численность работников Академии, исправлять перекосы в возрастной структуре. Необходимо добиваться, чтобы в систему управления РАН, помимо специалистов по кадрам, были включены люди и структуры, ответственные за реализацию комплексной корпоративной социально-кадровой политики.

4. Задача расширения методов и повышения эффективности массовых акций и информационной деятельности профсоюза

Отчетный период отмечен заметными достижениями в решении указанной задачи. Однако,  в силу недостаточной исполнительской дисциплины в профсоюзе, массовость проводимых акций и их эффективность по-прежнему оставляли желать лучшего. Следует наращивать информационную активность Профсоюза РАН, улучшать его репутацию и узнаваемость, используя современные информационные технологии. Необходимо налаживать  обратную связь центра с региональными и первичными организациями. Следует продолжать внедрение современных информационных технологий в механизм управления профсоюзом для принятия оперативных решений.  Среди путей решения перечисленных задач - телеконференционное участие представителей удаленных регионов в мероприятиях профсоюза, электронное голосование, развитие системы сайтов и порталов профсоюза, включая форумы, дискуссионные площадки, консультационные пункты и т.п.

Следует активнее задействовать для отстаивания интересов академического сообщества и повышения авторитета Академии наук колоссальный интеллектуальный потенциал академического сообщества. При этом необходимо опираться как на авторитет отдельных членов РАН, так и на наработки, заключения и рекомендации академических институтов.

Перечень приведенных выше задач на очередную пятилетку не исчерпывает их полного списка, отраженного в уставе профсоюза. Это наиболее актуальные на нынешнем этапе проблемы, механизмы решения которых нам понятны. Для их реализации профсоюзу предлагается развивать следующие основные направления деятельности на предстоящий пятилетний срок.

 

 

II. Основные направления деятельности

 

1. Взаимодействие с работодателем

Следует выстраивать взаимодействие с представителем работодателя (Президиумом РАН) в конструктивном русле, в соответствии с духом и буквой Отраслевого соглашения по РАН, территориальных соглашений и коллективных договоров на местах. Имеется насущная потребность в реализации полномасштабного социального партнерства, полезного как работникам, так и администрации. Следует принять меры по реализации давно намеченных планов более активного привлечения работодателя к финансовому обеспечению работодателя мероприятий в сфере социального партнерства. Особенно нуждается в поддержке программа по охране труда.

Сложившуюся в РАН система социального партнерства необходимо модернизировать. По ряду принципиальных позиций профсоюзу стоит отказаться от имитационных схем и пытаться выходить в формальный вариант взаимодействия с работодателем, предусматривающий меры понуждения, а не только достижение компромиссных договоренностей. Причем это относится ко всем уровням социального партнерства - от отношений директор-председатель профкома до контактов руководства РАН и профсоюза. Следует добиться правовой экспертизы принимаемых ведомственных нормативных актов и согласования с профсоюзом документов, касающихся вопросов, которые лежат в его компетенции.

Необходимо усилить работу в профильных и региональных отделениях, особенно в свете переноса в эти структуры центра тяжести работы по социальным (жилье) и по кадровым (оценка эффективности институтов и их отнесение к разным категориям) проблемам.

Сегодня профсоюз недостаточно успешно отстаивает интересы удаленных регионов. Так и не решены многочисленные  проблемы по дополнительному финансированию льгот и преференций  работающим в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему регионов. Следует более настойчиво добиваться решения подобных вопросов.
Президиум РАН не является работодателем в полном смысле этого слова в системе трудовых отношений с представителем работника - профсоюзом. Трудовой кодекс содержит норму, требующую участия в разработке и подписании Отраслевого соглашения представителей того уровня финансирования, с которого идет обеспечение данного ведомства. В нашем случае это Минфин. Если профсоюз добьется выполнения этого положения, действенность Отраслевого соглашения по РАН резко возрастет.

2. Участие профсоюза в формировании и реализации государственной политики РФ в сфере науки

Решая стратегические задачи, Профсоюз РАН должен продолжать активную работу по данному направлению. Следует усилить взаимодействие с представителями исполнительной и законодательной власти, с аппаратом главы государства. В случае  нежелания власти решать актуальные проблемы научного сообщества следует активно использовать в качестве механизма давления на нее массовые акции. Необходимо усилить контакты с профильным министерством, Администрацией Президента РФ. Следует добиваться безусловного исполнения прямых поручений первых лиц государства в отношении РАН и научной сферы.

Государственная политика РФ в сфере науки и образования, реализуемая в рамках существующих и разрабатываемых документов различного уровня, не отвечает декларациям властей по поводу модернизации страны и построения общества знаний. Такое положение не может не беспокоить научное сообщество. Профсоюзу следует наращивать активность в данном направлении, привлекать стратегических партнеров. В свете приближающегося предвыборного цикла (2011-2012 г.г.), профсоюзу необходимо более активно включаться в политический процесс и ставить общегосударственные задачи наряду с чисто профсоюзными и ведомственными.
В планируемый период может измениться расстановка политических сил в стране, и партии власти придется считаться с оппозицией. Профсоюзу следует использовать это в своих интересах и по мере возможностей способствовать такому развитию событий. Для этого необходимо  формировать свою позицию по острым проблемам, имеющим большой общественный резонанс: реформа образования, рост цен на услуги ЖКХ и других естественных монополий, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, использование природной ренты и др. Следует одобрить имеющуюся практику заключения соглашений с парламентскими фракциями и расширить эту работу.

Целесообразно формировать новый арсенал борьбы за достижение поставленных целей,  адекватный меняющемуся миру и новым задачам.
В связи с отсутствием у профсоюзов права законодательной инициативы крайне важно поддерживать связи Профсоюза РАН с органами законодательной власти. В истекший период было продолжено сотрудничество с фракциями в Госдуме политических партий КПРФ и «Справедливая Россия». Заключены соответствующие соглашения о сотрудничестве. Предлагалось заключение таких соглашений со всеми фракциями, но «Единая Россия» и ЛДПР не отреагировали на наши предложения. Профсоюз РАН готов к сотрудничеству с представителями любых фракций в российском парламенте при условии их согласия отстаивать интересы научного сообщества и требования профсоюза.

Стоит отметить, что  основные требования Профсоюза РАН стали частью позиции КПРФ по вопросам развития науки и образования, принятой на Пленуме ЦК и ЦКК КПРФ в марте 2011 года. Эти положения последовательно отстаивают в своих выступлениях депутаты фракции КПРФ в Госдуме Ж.И. Алфёров, Б.С. Кашин, И.И. Мельников, О.Н. Смолин и др. Позиция Профсоюза РАН учитывается в предложениях по проекту федерального бюджета, которые вносит депутат фракции «Справедливая Россия»  О.Г. Дмитриева. Плодотворное взаимодействие по вопросам жилищного законодательства налажено у представителей Профсоюза РАН с депутатом Г.П. Хованской (Комитет ГД по строительству и земельным отношениям). По вопросам трудовых отношений Профсоюз РАН ведет консультации с депутатом О.В. Шеиным (Комитет ГД по труду и социальной политике). Особенно активно Профсоюз РАН в Думе взаимодействовал с Комитетом по образованию и науке (в 4 созыве его возглавлял Н.И. Булаев, член фракции «Единая Россия») и Комитетом по науке и наукоемким технологиям (в 5 созыве его возглавляет академик РАН, член фракции «Справедливая Россия» В.А. Черешнев). Благодаря совместным  действиям при обсуждении изменений в законодательство относительно   государственного статуса РАН удалось отстоять пункты, касающиеся работников организаций социальной сферы и научного обслуживания. На проводившихся комитетом круглых столах профсоюз представлял свою позицию по вопросам развития инноваций и охране труда. Необходимо продолжить сотрудничество с фракциями и комитетами, использовать предвыборную кампанию для поддержки партий и депутатов, взаимодействующих с Профсоюзом РАН.

3. Участие в разработке и реализации корпоративной социально-кадровой политики в РАН

К успехам в этой сфере, достигнутым, в том числе, благодаря усилиям профсоюза, можно отнести сохранение и развитие  объектов социальной инфраструктуры, финансирование отдельных социально-кадровых мероприятий. Особо отметим поддержку просветительской и научно-образовательной деятельности детских лагерей, малых академий наук, школ юных исследователей и т.п. Профсоюзу РАН необходимо наращивать активность по данному направлению, добиваться комплексного решения социально-кадровых проблем и выделения средств на их решение.

Следует реализовать масштабную жилищную программу в РАН, охватывающую как молодых ученых, так и иные категории работников. Профсоюзу следует более активно взаимодействовать с Советами молодых ученых и специалистов, поддерживать ветеранов и пенсионеров. Необходимо добиться  восстановления статуса Почетной грамоты РАН и Профсоюза РАН, как основания для получения статуса Ветерана труда. Видимо,  попытки решения этого вопроса через РАН исчерпали себя. Теперь следует решать вопрос с приданием Грамоте статуса ведомственного знака отличия через профильное министерство и аппарат Правительства РФ. Необходимо обеспечить выделение средств работодателя на спортивные и культмассовые мероприятия. 

4. Внутрисоюзные строительство

Одним из основных направлений на новый период по-прежнему остается организационно-финансовое укрепление профсоюза. Следует констатировать, что за свою 19-летнюю историю Профсоюз РАН так и не стал структурой, отвечающей международным стандартам профсоюзного устройства. Наш способ управления не содержит в достаточном объеме «элементов жёсткости», которые могли бы объединить первичные и региональные организации. Сегодня они являются практически независимыми.

Профсоюзу следует добиваться сохранения и расширения членской базы за счет приема новых организаций, не допускать сокращения штатов РАН, ведущего к снижению членства в профсоюзе. Необходимо продолжить работу по усилению позиции Профсоюза РАН в академических структурах на юге России. Следует укреплять исполнительскую и финансовую дисциплину в профсоюзе, наладить мониторинг результатов работы первичек и территориальных организаций.
Запланированное IV Съездом профсоюза укрепление административной вертикали профсоюза не состоялось, оно  должно быть реализовано в дальнейшем.
Следует добиваться привлечения средств работодателя на уставную деятельность профсоюза, улучшать информационную компоненту, продолжить организационное и финансовое укрепление профсоюза, выстраивание реальной схемы демократического централизма с высокой степенью дисциплины и ответственности на всех уровнях - от первички до центра. Планы и отчеты всех вышестоящих профсоюзных структур должны верстаться с учетом предложений нижестоящих организаций, а нижестоящих – согласовываться с вышестоящими. Необходимо усилить роль контрольно-ревизионной комиссии. Следует, в соответствии с Уставом, поручить Контрольно-ревизионной комиссии профсоюза, наряду с ее традиционной работой по проверке финансово-хозяйственной деятельности, осуществлять контроль за исполнением норм Устава и решений профсоюза в организациях всех уровней.

Административно-финансовое укрепление профсоюза должно сопровождаться своевременным внесением изменений в Устав профсоюза. В целях организационного укрепления профсоюза и его центрального аппарата следует вести работу по обоснованию увеличения в перспективе объема централизуемых средств и по обеспечению полноты сбора средств в рамках установленных норм.

5. Межсоюзные отношения

Следует продолжить укрепление контактов с ФНПР, родственными профсоюзами и профобъединениями. Благодаря сотрудничеству с представителями дружественных профсоюзов в 2010 году при участии Профсоюза РАН была создана рабочая группа по совершенствованию трудового законодательства под руководством
Председателя Совета Федерации, которая внесла на рассмотрение Госдумы ряд законопроектов.
В свете процессов глобализации необходимо развивать международные  связи профсоюза. В рамках традиционного взаимодействия с Международной ассоциацией профсоюзов академий наук (Украина, Белоруссия), следует расширять географию контактов со странами СНГ, а в рамках работы с ВФНР – с мировым научным сообществом.

 

 

Заключение

 

Представленные выше основные направления деятельности, одобренные Съездом, подлежат анализу и корректировке на следующем Съезде профсоюза. При этом право оперативной корректировки и дополнений, в соответствии с Уставом, остается за Советом профсоюза.  


 

Источник: ПР РАН

©РАН 2019