Эксперт из Госдумы РФ: исследовательские университеты - мина под Российскую Академию наук

16.11.2009

Илья Пономарев: "Создание исследовательских университетов вообще противоречит образовательным задачам"

Создавая исследовательские университеты, увеличив возможности вузов заниматься научной деятельностью, Минобрнауки ослабит позиции Российской Академии наук. Так считает председатель подкомитета Госдумы РФ по технологическому развитию Илья Пономарев. Об этом он говорил в новосибирском Академгородке, выступая на недавней публичной дискуссии "Статус национального исследовательского университета", организованной в рамках Школы Лидеров 2009 в арт-клубе НИИ КуДА.

И тем самым, по словам московского гостя, научно-образовательное ведомство докажет неэффективность системы "академгородков", а затем и "раскулачит" Академию, как крупного землевладельца.

В целом, считает Илья Пономарев, создание исследовательских университетов вообще противоречит образовательным задачам. По его словам, "последние годы политика министерства образования была направлена на то, чтобы тем или иным способом добиться сокращения их количества - путем повышения порога доступа в университеты, в частности, сокращением числа бюджетных мест, урезанием финансирования вузов, проведением различных реформ, например, ЕГЭ и подушевого финансирования в школах.

В некотором смысле чиновники правы, так как для сырьевой модели экономики, которая сложилась в стране, такое количество образованных людей не нужно и даже вредно. Исследовательские университеты - это не способ развить те вузы, которые попали в этот список, это способ "опустить" все остальные".

В общем же политику Министерства против Академии наук, выступая на этой дискуссии, г-н Пономарев охарактеризовал как "крестовый поход". При этом депутат Госдумы РФ верит в эффективность сложившейся структуры образования в России. В принципе, по его словам, такое положение вещей стоит беречь и улучшать только привлечением заказчиков, роль которых раньше выполняло государство.

По словам ректора Новосибирского государственного университета Владимира Собянина, за свою пятидесятилетнюю историю вуз уже добился успешного применения тех образовательных механизмов, которые разработчики программы модернизации образования предписывают для национальных исследовательских университетов. В частности - интеграция образования и науки, когда студенты НГУ, начиная с третьего курса, работают в институтах Сибирского отделения РАН.

Пугает же ректора то, что официальный статус предполагает строгое государственное регулирование, рамки которого еще не установлены. "Мне кажется, для того, чтобы эта программа была эффективной, должны быть четко установлены правила, по которым исследовательский университет может жить и работать", - подчеркнул ректор НГУ.

Получается, считают эксперты РИА "Сибирь", что ректор статусного вуза надеется на чиновников из министерства, которые разработают идеальную модель исследовательского университета. Кстати, играя по формальным чиновным правилам, НГУ никогда не занимал серьезных мест в министерских рейтингах вузов России. Вуз то и создавался академиком Михаилом Лаврентьевым сотоварищи как специальное "ремесленное училище" для институтов Сибирского отделения.

©РАН 2024