В преддверии Дня российской науки и в год 300-летия РАН 6 февраля 2024 года министр транспорта Российской Федерации В.Г. Савельев вручил выдающимся учёным ведомственные награды за заслуги в научной деятельности, способствующей эффективному развитию транспортного комплекса России.
В своей речи В.Г. Савельев указал на особую роль, которую играет наука в развитии транспортной отрасли. «В июне прошлого года состоялось знаковое событие: решением Президиума Российской академии наук был создан Научный совет РАН "Окружающая среда и транспорт". За поддержку нашей инициативы по созданию этого совета особо благодарю академиков Алдошина Сергея Михайловича, Бортникова Николая Стефановича и Матишова Геннадия Григорьевича», — отметил В.Г. Савельев. Он поблагодарил учёных и выразил уверенность, что высокий уровень взаимодействия Академии наук и Минтранса обеспечит технологический суверенитет российской транспортной отрасли.
За заслуги в научной деятельности, способствующие эффективному развитию транспортного комплекса России, медалью Петра Губонина был награждён вице-президент РАН академик РАН С.М. Алдошин. Он отметил творческое сотрудничество между Российской академией наук и Министерством транспорта и обозначил направления предстоящей совместной работы: развитие логистических связей территорий нашей страны, а также решение климатических и экологических проблем.
Вице-президент РАН академик РАН С. М. Алдошин
Ведомственные награды получил целый ряд членов Отделения наук о Земле РАН. Медалью Петра Губонина были награждены академики РАН В.Г. Бондур, С.А. Добролюбов и В.А. Семёнов. Медалью «За взаимодействие» были награждены член-корреспондент РАН В.О. Михайлов и заместитель академика-секретаря по научно-организационной работе РАН к.г.н. И.Н. Сократова. Благодарственные письма Минтранса России были вручены академикам РАН: заместителю Президента РАН Г.Г. Матишову, А.Д. Гвишиани, Н.С. Касимову и члену-корреспонденту РАН И.Н. Розенбергу.
Заместитель председателя Научного совета «Окружающая среда и транспорт» член-корреспондент РАН И. Н. Розенберг рассказал о деятельности учёных ОНЗ РАН в транспортной сфере. «Развитие транспортной системы очень зависит от наукоёмких технологий. Отделение наук о Земле интересует влияние окружающей среды на транспортные системы и минимизация влияния транспортных систем на окружающую среду. Это множественные научные задачи, в решении которых задействованы практически все научные направления нашего отделения. Нас интересует влияние изменения климата, поскольку большое количество транспортных сооружений находится в условиях вечной мерзлоты. Исследуются системы управления, в том числе беспилотные. Изучаются арктические зоны, сейсмозоны, влияние магнитных полей на транспортную связь, системы автоматики и телемеханики: эти исследования мы проводим в Геофизическом центре РАН более двух лет».
«Протяжённость наших транспортных артерий огромна, — отметил член Бюро Научного совета "Окружающая среда и транспорт" академик РАН В. Г. Бондур, который был награждён 5 февраля 2024 года орденом Александра Невского. — Наша страна огромна, но малонаселена, в ней немало труднодоступных районов с суровым климатом». На северных территориях изменения климата происходят в два раза быстрее, чем на всей планете в среднем, а в арктической зоне — в четыре раза. В силу этого фактора строительство различных транспортных сетей, например, железной дороги «Северный широтный ход» и перспективных скоростных железнодорожных магистралей, в том числе трассы «Север – Юг», а также автомобильных дорог и других объектов транспортной инфраструктуры требует научного сопровождения.
Среди перспективных направлений научных исследований в интересах транспортной отрасли учёный, прежде всего, выделил геоинформатику — получение пространственных данных, в том числе с использованием аэрокосмической информации. «Здесь огромную роль играют спутниковые системы. Этим мы занимаемся с Российским университетом транспорта (МИИТ), с Геофизическим центром РАН, и с другими научными организациями, а также учреждениями высшего образования», — сообщил В. Г. Бондур.
Академик также указал на важность беспилотного транспорта, при использовании которого необходимо решать проблемы обеспечения безопасности. «Я знаю, как проводились испытания беспилотного железнодорожного транспорта: устанавливали манекен на железнодорожное полотно, и поезд должен был остановиться в сантиметрах от него. Это всё делает автоматика, в том числе с помощью технологий, основанных на методах искусственного интеллекта. Подобные технологии используются, например, и на беспилотных автомобилях. Но применение искусственного интеллекта требует контроля со стороны человека, особенно на транспорте», — заметил В. Г. Бондур.
Совершенно новым направлением взаимодействия академической и транспортной науки стали квантовые вычисления и квантовые коммуникации. В области использования квантовых коммуникаций на передовых позициях в России, да и в мире, находится ОАО «РЖД». «Перечисленные, а также другие направления взаимодействия Российской академии наук и Министерства транспорта чрезвычайно актуальны», — подытожил учёный.
Источник: «Вестник отделения наук о Земле».