Удар астероида мог помешать зарождению жизни на Марсе

08.10.2008

Гигантский астероид мог пробить дыру в коре Марса, которая повредила его магнитное поле и лишила его шансов стать такой же "голубой планетой", как Земля, утверждают ученые.

Магнитное поле Земли, создаваемое расплавленным железом в ее коре, преломляет излучения, которые в противном случае повредили бы ее атмосферу.

Ученые долгое время пытались разгадать, почему на Марсе отсутствует такое поле, пока данные орбитального космического корабля не принесли ответ на этот вопрос. Были выявлены интенсивные магнитные аномалии, повредившие скалы на всей поверхности южного полушария Марса. Похоже, это остатки поля, ранее окружавшего всю планету.

Такие аномалии отсутствуют в северном полушарии, что наводит на мысль, что в отдаленном прошлом произошло нечто, изменившее магнитное поле планеты. Это дополняется еще одной странностью Марса: скалы в северном полушарии значительно тоньше, чем в южном. Этот феномен известен как "дихотомия коры".

"Свидетельства говорят о том, что мощный удар в начале истории планеты мог нанести ущерб жидкому ядру, изменив движение и повлияв на магнитное поле", – отмечает Сабин Стенли, доцент физики Университета Торонто, чьи исследования были только что опубликованы.

Предположительно, Марс, вместе с Землей и всей Солнечной системой, появился около 4,6 млрд лет назад в результате соединения камней и других обломков, образовавшихся при возникновении Солнца.

Зародившиеся планеты стали расти, камни плавились, позволяя наиболее тяжелым элементам, таким как железо, оказаться в центре. Железо, которое сохраняло жидкое состояние благодаря радиоактивным элементам, начало движение, создавая магнитные поля на обеих планетах.

Ранее предполагалось, что ядро Марса остыло просто потому, что Красная планета в два раза меньше Земли, но эта теория была подорвана недавним открытием, что Меркурий, который еще меньше, обладает жидким ядром и магнитным полем.

"Мы знаем, что Марс обладал магнитным полем, которое исчезло 4 млрд лет назад, и что это произошло одновременно с началом дихотомии коры, что, возможно, связано с влиянием астероида", – отмечает Стенли.

Возможно, главный вопрос состоит в том, что бы могло произойти, если бы Марс сохранил свое магнитное поле, и могла бы на нем зародиться жизнь.

Моника Грэди, профессор планетарных и космических наук в Открытом университете, отмечает: "На Марсе когда-то была более плотная атмосфера, стоячая вода и магнитное поле, так что он не был похож на сухую бесплодную планету, которую мы наблюдаем сегодня".

Источник: Inopressa. The Times