Единый учебник истории - в центре внимания научной общественности

20.06.2013



Историческая научная общественность широко обсуждает разработку единой концепции преподавания истории в школе. О необходимости создать единый учебник истории президент заявил в феврале этого года. О работе над проектом руководители рабочей группы рассказали сегодня на специальной пресс-конференции. Сообщают "Новости культуры".
Сейчас завершен первый этап работы над концепцией – сформирован хронологический каркас. Перечень фактов, персонажей, событий и понятий, которые должны быть в каждом учебнике.
"Это не окончательный вариант, я хочу подчеркнуть. Он был утвержден для того, чтобы его вывесить на сайте. И теперь, после 20 числа, он будет подвергнут широкому общественному обсуждению", – поясняет директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян.
Причин для разработки единого исторического вектора – три. Реформа школьного образования, потребность синхронизировать преподавание региональной истории и истории государства, необходимость решить, как юному поколению преподносить события новейшей истории.
"Это эпоха информационной революции. Поэтому, какой бы ни был этот материал, он должен носить совершенно новый вид. В электронной форме должен будет быть либо дублироваться электронной формой и, конечно, интегрироваться с двумя преобразованными потоками – это всей совокупностью архивных массивов. Другая – это музейная компонента", – отмечает ректор РГГУ Ефим Пивовар.
Директор Института Всеобщей истории РАН Александр Чубарьян выступает против обязательных ЕГЭ по общественным наукам, в том числе по истории.
Главной проблемой ЕГЭ сегодня, по мнению Чубарьяна, стало то, что учебные курсы старшей школы, по сути, превращаются в обычную подготовку к тестированию.
Единый учебник истории для российских школьников постараются сделать наименее политизированным. Это пообещал руководитель рабочей группы по созданию концепции преподавании истории Александр Чубарьян.

Разработчики проекта единого учебника не спешат отводить истории роль служанки для утверждения государственной идеологии в школах. В нынешнем виде материалы концепции преподавания этого предмета не оговаривают, как надо оценивать деятельность тех или иных правителей, политиков, полководцев и так далее. Как рассказал директор Института Всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, речь пока идёт о формировании так называемого «хронологического каркаса» – набора фактов и дат, о которых должны обязательно сообщать детям. И в этом перечне никакой политики академик не видит. Что касается интерпретации фактов в учебники, то, по словам Чубарьяна, этот вопрос будет рассматривать позже, на завершающей стадии подготовки концепции учебника.
Сам директор ИВИ настаивает на необходимости представлять в материалах различные точки зрения по историческим вопросам. Как говорит Чубарьян, детям надо дать понять, что история, цитата, «это не черное и белое». Что касается конкретного содержания будущего единого курса российской истории, то, как сообщил Чубарьян, пока не определены даже его хронологические рамки. Начнётся программа, скорее всего, со славянских и ранних государственных образований на территории России. А вот вопрос о том, каким временем завершать преподавание истории, пока открыт. По словам руководителя рабочей группы, в ходе обсуждения высказывались различные предложения – речь шла и о 90-х года, и о двухтысячном – такую идею высказывал министр культуры Владимир Мединский.
Чубарьян считает, что детям надо рассказывать в том числе и о наших днях. Эту точку зрения поддержал ректор РГГУ Ефим Пивовар.
 Как в итоге будет решен этот вопрос, станет известно уже к концу года – именно тогда рабочая группа планирует завершить подготовку концепции преподавания истории в школе.
 
По словам Чубарьяна, единый учебник или учебники по истории будут определены по итогам конкурса. Произойдёт это не раньше декабря следующего года.

ИТАР ТАСС, РИА Новости

©РАН 2019