Брать новые технологии и работать!

18.12.2015



Сотрудничество науки и АПК — ключ к решению продовольственного вопроса

Уходящий год принес научным учреждениям немало перемен. Практически завершился процесс объединения трех академий - РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.

30 сентября 2015 года был издан приказ Федерального агентства научных организаций (ФАНО) о реорганизации ФГБУ "Сибирское отделение аграрной науки" в Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук" (ФГБУ СО АН).

О том, как происходящие перемены повлияли на работу научных коллективов, рассказывает заместитель председателя СО РАН, председатель ФГБУ СО АН, академик РАН Александр Донченко.

Вместо институтов - научные центры

Александр Семенович, как повлияла реформа на научную работу институтов, входивших в структуру СО Россельхозакадемии, и на каком этапе она находится?

Александр Донченко: Реорганизация Сибирского отделения аграрной науки еще не завершена. В свое время была разработана дорожная карта, расставлены приоритеты: что мы должны сделать, какие документы и в какой срок подготовить. Этот процесс продлится еще несколько месяцев. Реформа идет параллельно с нашей основной деятельностью. Конечно, она требует много сил, однако мы ни на день не прекращали работу. Все институты реализуют свои научные программы, никто не собирается сворачивать их раньше времени.

Если говорить о структуре Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий, то в него войдет одиннадцать научных учреждений, представляющих практически весь спектр фундаментальных и прикладных исследований. Восемь из них расположено в Краснообске (Новосибирская область) и по одному - в Томске, Кемерове и Чите.

Предложение об укрупнении тематических направлений и объединении ресурсов высказывалось неоднократно. 24 июня этого года на заседании совета по науке и образованию президент Владимир Путин призвал концентрировать ресурсы, избавляться от неконкурентоспособных структур в научно-образовательной сфере. И это ускорило процесс реформирования.

Все наши научные коллективы единогласно приняли решение об объединении. Сегодня необходимо укрупнять темы, и новая структура позволит нам это сделать. В Омске, Барнауле и Красноярске будут создаваться собственные региональные научные центры.

Если говорить о возможности координации работы центров, расположенных в разных регионах, то она, конечно же, не утеряна. В структуре СО РАН создан объединенный ученый совет по сельскохозяйственным наукам, и я являюсь заместителем председателя Сибирского отделения РАН. Так же, как много лет назад, у нас есть творческие связи со всеми сельскохозяйственными научными учреждениями, которые находятся в СФО, в Якутии и Тюмени.

Как изменится численность научных коллективов?

Александр Донченко: Никого из научных работников мы не увольняем, только приводим структуру в соответствие с документами, разработанными ФАНО. Общая численность коллектива объединенного учреждения будет около 1 300 человек, и это примерно треть бывшего Сибирского отделения Россельхоз-академии. Наш центр станет одним из самых крупных научных учреждений в России.

Отмечу, что старшее поколение академиков и членкоров мы не обидели, сохранив за ними определенные должности. Сейчас научный руководитель направления не имеет возрастных ограничений. Известно, что в стране недостает ученых среднего возраста (30-45 лет), и сегодня без наших ветеранов, без их знаний многие тематики выполнять в принципе невозможно.

Санкции открывают возможности

Что сегодня вы готовы предложить аграриям?

Александр Донченко: У нас большое количество научных проектов. В настоящее время мы практически завершили работу, выполненную совместно с Новосибирским агроуниверситетом и региональными властями - это межрегиональная схема специализации сельскохозяйственного производства СФО.

Обобщаем информацию, накопленную за десятилетия по зерну, овощам, фруктам - где и что лучше выращивать, какое животноводство выгоднее развивать при сложившемся обеспечении природными ресурсами. Это наши рекомендации территориям - чем необходимо заниматься в первую очередь, чтобы повысить устойчивость и рентабельность АПК.

Мы разрабатываем специализацию территорий, исходя из огромного опыта исследований. Используем самые современные технологии - например, кадастр земель проводится с помощью системы ГЛОНАСС. Недавно я разослал всем главам регионов, министерствам материалы о наших возможностях на следующий год: какое количество семян и саженцев мы можем предоставить для посевов. Дали всю необходимую информацию, адреса и телефоны - берите и работайте.

Кто должен заниматься продвижением новых технологий?

Александр Донченко: Вопрос серьезный, ведь система продвижения до конца не отработана. Нередки такие случаи, когда институт тратил несколько лет на разработку, она проходила испытания, показывала значительный эффект при использовании, однако хозяйства не спешили ее приобрести. Планируем создать Инжиниринговый центр, который будет заниматься вопросами внедрения. Пригласим специалистов, доверим им представлять наши разработки. А пока сегодня под маркой наших брендов порой продают семена и саженцы неизвестного происхождения. Подделки выявляем повсеместно, в том числе по ветеринарным препаратам и технологиям. Такова сегодняшняя жизнь. Рекомендация одна - брать все из первых рук.

Почему процесс импортозамещения идет медленно?

Александр Донченко: Мы столкнулись с множеством трудностей - долгое время продовольствие закупали за рубежом, а свое производство приходило в упадок. За один год дело не поправишь.

Невозможно же все закупать за границей, и об этом мы говорили начиная с 1990-х годов. Если бы мы сами выращивали столько семян, сколько необходимо для нашего АПК, никаких проблем сегодня бы не было. Ведь даже в Новосибирскую область семенной материал картофеля завозят из девяти стран. И главное - никто особо не разбирается в том, что же нам продают. Лучшие семена и лучших животных? Нет, конечно. К тому же импортный материал плохо приспосабливается к сибирским условиям.

У нас есть свои продуктивные породы, конечно, но пока в малом количестве. Надо широко использовать трансплантацию эмбрионов крупного рогатого скота. Планируем на базе племзавода "Ирмень" создать для этого специальную лабораторию.

Раскрыть потенциал АПК

Есть ли у хозяйств средства на приобретение новых технологий?

Александр Донченко: Конечно, ситуация в АПК далека от идеала, но в последние годы она улучшилась - хозяйства получают дотации. Да, элитные семена стоят дороже, но есть поддержка из бюджета области. Такая же ситуация - с приобретением скота и обновлением машинного парка. На поддержку села только в Новосибирской области выделяют три-четыре миллиарда рублей в год.

Сегодня технологии производства позволяют четко планировать результат: хочешь мясо - наращивай поголовье быков, делаешь акцент на молоко - выращивай телочек. Технологии освоены, необходимо довести их до товаропроизводителей, но за все нужно платить. А хозяйства к этому не привыкли. Считают, что ученые получают деньги из бюджета и должны все делать бесплатно.

На днях руководитель ФАНО Михаил Котюков призвал создавать и развивать конкурентоспособную производственную базу. Есть ли в этой сфере подвижки?

Александр Донченко: Безусловно. Еще в 1990-х годах мы научились жить в условиях рынка. Получали из бюджета 640 миллионов рублей в год и примерно столько же зарабатывали сами. Хотя, конечно, на модернизацию лабораторий средств катастрофически не хватало. За все эти годы получили из бюджета на приобретение оборудования всего семьдесят миллионов руб-лей, а это ничтожно мало. В итоге мы не могли развивать тот же ДНК-анализ. Сейчас нам по-обещали выделять по двести миллионов в течение трех лет на закупку нового оборудования.

Реформу можно критиковать, однако финансирование нам не сократили. Мы включены в жилищную программу для молодых ученых. Последний раз такое было еще в доперестроечное время.

Есть ли у вас оптимизм в отношении будущего аграрной науки?

Александр Донченко: Я оптимист и никогда не терял надежду. В начале 1960-х годов средняя урожайность пшеницы в Сибири составляла пять-семь центнеров с гектара, и одна из причин была в том, что для посева использовалось не более 15 процентов сортов сибирской селекции. Сегодня доля наших сортов составляет 80-90 процентов, урожайность с гектара - около 19 центнеров. При этом хозяйства собирают 12-15 миллионов тонн зерна. Внедрение высокоинтенсивных технологий поднимет урожай пшеницы в Сибири до 28-30 миллионов тонн. Примером могут служить передовые хозяйства НСО, урожайность в которых составляет 35-40 центнеров с гектара.

У сибирского АПК огромные возможности, а у аграрной науки есть практически все необходимое для продуктивной работы сельского производителя. Хозяйствам нужно только брать новые технологии и работать. И результат будет совсем другим.

Ключевой вопрос

Можете назвать основные результаты этого года?

Александр Донченко: Перечислю только самые главные. В этом году мы передали на государственное сортоиспытание 39 сортов растений, в том числе мягкой и твердой яровой пшеницы, озимой пшеницы, ярового овса, ячменя, сои, гороха, картофеля, яблони, красной и черной смородины, других культур. Нашими учеными выведена новая порода крупного рогатого скота (КРС). Продуктивность коров - 7 106 килограммов молока в год, жирность - 3,78 процента, содержание белка - 3,1 процента, живая масса - 546 килограммов. Полагаю, что это хорошая альтернатива импортным закупкам.

Разработаны новые эффективные препараты для лечения мастита КРС, снижающие сроки лечения в сравнении с терапией антибиотиками. Разработано средство для профилактики присасывания иксодовых клещей в период их активности, длительность его действия - до 21 суток. Отмечу также препарат, разработанный томскими учеными, который способствует увеличению содержания в зерне протеина и клейковины, приросту урожая на 20-60 процентов.

В конце октября мы выставляли наши разработки на выставке "АгроСиб-2015", получили большую и малую золотые медали, несколько дипломов. В ноябре приняли участие в первой Российско-Белорусской промышленной выставке "EXPO-RUSSIA BELARUS 2015". Особый интерес у аграриев Белоруссии вызвали наши биопрепараты и сорта картофеля.

Опубликовано в РГ-Неделе - Сибирь (Сибирь) N6857 от 18 декабря 2015 г.

©РАН 2024