http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=d0f6a56b-6304-4cc7-90e0-a6d226f340e5&print=1
© 2024 Российская академия наук

Программа развития Урала - важнейшая часть модернизационного проекта

29.10.2008



Проект комплексного развития Урала - "Урал промышленный - Урал полярный" - важнейшая часть модернизационного проекта всей России; серьезным ученым это очевидно. Такое мнение в беседе с корр. ИТАР-ТАСС высказал сегодня председатель президиума Уральского отделения УрО РАН академик Валерий Чарушин.

"С точки зрения УрО, Уралу без этого проекта не жить, не подняться на новую ступень развития, - подчеркнул академик. - Это один из наших краеугольных камней развития региона". "У этого проекта есть несколько составляющих, - отметил пояснил Валерий Чарушин, - это и минерально-сырьевая база, и транспорт, и инфраструктура, и энергетика, и экология, то есть это многогранный, комплексный проект. Это очень серьезный проект, поскольку речь идет о северном векторе развития Урала и страны. Мы же понимаем, что традиционный в нашем восприятии Урал исчерпал свою сырьевую базу и движение на север, в приполярный Урал неизбежно". В этой связи от отметил, что "категорически не согласен" с критикой проекта, прозвучавшей недавно в программе радио "Эхо Москвы" от лица представителя уральского отделения РАН. Высказанные там оценки, подчеркнул он, "не отражают позицию УрО и в целом РАН". "Возражения против строительства в рамках этого проекта железной дороги и связанного с ним якобы напрасного расходования государственных средств, бросают тень в целом на весь проект, - отметил академик. - И мне лично как руководителю Уральского отделения РАН такое высказывание показалось совершенно некорректным, тем более, что оно было сделано как бы от лица всего Уральского отделения". Вместе с тем, как подчеркнул Чарушин, "этот проект тщательно анализировался с разных точек зрения Уральским отделением и были критические выступления, но в целом он был одобрен, а затем был представлен президиуму РАН, где также получил положительную оценку". "Если кто-то критикует проект, высказывая свою личную точку зрения, это нормально, - проодолжил глава УрО, - но если кто-то высказывает такую критику от лица всего Отделения, то мы с этим не согласны, поскольку, по нашему мнению, этот проект нужен России. При этом, он напомнил, что конструктивные споры должны быть и будут "так как проект находится в стадии становления и наше отделение должно принимать в нем еще более активное участие".

Проект "Урал Промышленный - Урал Полярный" предусматривает создание индустриально-инфраструктурного комплекса на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

Реализация проекта позволит решить проблему сырьевой импортозависимости промышленности России по железной руде, углю, хромитам, марганцевым и медным рудам. "Урал промышленный - Урал Полярный" призван обеспечить транспортную доступность гигантских ресурсов Полярного и Приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Суммарная стоимость разведанных и прогнозных ископаемых оценивается в 10 трлн рублей. Масштаб природно-ресурсного потенциала Полярного и Припо-лярного Урала способен обеспечить потребности России в полезных ископаемых, исходя из уже поставленных на учет ресурсов, по хрому - на 120 лет, по фосфоритам - на 90 лет, марганцу, углю и железу - на 80 лет. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 560 млрд рублей, три четверти из которых составят частные вложения. >

Источник: ИТАР-ТАСС В.Рогачев