Госдума: в стране нет научно-технической политики

09.11.2009



9 ноября состоялось заседание Комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям. Председатель Комитета В.Черешнев представил информационно-аналитический материал об укреплении безопасности в сфере науки и технологий. В документе отмечено, в частности, что «вклад российской науки в экономический рост составляет менее 1%».  Главной стратегической целью инновационной политики в России должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции, особенно высокотехнологичной, на мировом рынке. При этом особая роль в переходе к экономике знаний должна быть отведена государственному сектору науки, «где сконцентрировано более 70% научно-технического потенциала страны».

Документ содержит предложения по сохранению и развитию прикладной науки, развитию малого и среднего инновационного предпринимательства, совершенствованию законодательства в области научной и инновационной деятельности. В частности, предложено внести поправки в закон о правительстве, возложив на исполнительную власть полномочия по выработке и реализации государственной научно-технической и инновационной политике. Указано также на необходимость законодательно определить понятия «инновация», «нововведение», инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационная система».

Предложено устранить правовую неопределенность в вопросе об организационно-правовой форме государственных академий наук. В документе отмечено, что во многом из-за такой неопределенности возникает разрыв между процессом генерации новых знаний и подготовкой для коммерциализации результатов научно-технической деятельности, не решаются вопросы передачи научных достижений для коммерциализации.

Указано на организационную разобщенность науки, образования и производства, нехватку специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт в области управления инновационной деятельностью, а также на отсутствие рыночных механизмов управления и финансирования в инновационной сфере.  «Ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической и инновационной деятельности, - говорится в документе. - Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса в сфере торговли, на финансовом рынке, операций с недвижимостью».

Бюджетные средства предложено использовать, главным образом, на создание благоприятной среды для развития науки и инновационного бизнеса, включая создание инновационной инфраструктуры. «Финансовую поддержку из бюджета необходимо в значительной мере направить на создание условий, при которых инновационная деятельность стала бы более выгодна, чем какая-либо другая», - говорится в документе.

Депутат Валерий Зубарев указал на разрозненность организаций фундаментальной науки, госкорпораций, технопарков, бизнес-инкубаторов, свободных экономических зон. «Мы декларируем инновационный подход, а вертикального управления нет», - сказал он.  Депутат Жорес Алферов, констатировав, что финансирование российской науки по-прежнему отстает от других стран, заметил, что главная проблема - это невостребованность отечественных научных результатов российской экономикой и обществом.

- За 15-20 лет мы оказались на обочине технологического прогресса во всем: в микроэлектронике, в биотехнологиях, в машиностроении, - сказал Ж.Алферов, - Чтобы перейти на инновационный путь развития, мы должны иметь крупные предприятия и компании по приоритетным направлениям развития экономики. Надо не делить деньги по конкурсу, а определить конкретные задачи и решать их. Это могут сделать только специалисты. Необходимо стратегическое планирование бизнес никогда и нигде не финансировал и не финансирует научные исследования. Среди 30 ведущих университетов мира более 20 американские. На 80-85% их финансирует государство за счет федерального бюджета и бюджетов штатов и только на 15% - частный бизнес.

По итогам обсуждения Комитет принял решение направить документ председателю Госдумы Борису Грызлову.

Подразделы

Объявления

©РАН 2020