Закон об образовании не прошел в Госдуму

08.10.2010

Ректорское сообщество забраковало законопроект Минобрнауки

Вчера Российский союз ректоров (РСР) жестко раскритиковал проект закона "Об образовании", которым Минобрнауки намеревается заменить действующий закон, принятый еще в 1992 году. Ректоры предложили более 600 поправок на 400 страниц законопроекта и потребовали создать рабочую группу для его переработки. Министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил о готовности продлить сроки разработки, но усомнился, что ректоры смогут договориться друг с другом.

В начале встречи глава Минобрнауки Андрей Фурсенко напомнил, что действующий закон об образовании был принят еще в начале 90-х и давно не отражает существующего положения дел. "За последние несколько лет ситуация в образовании кардинально изменилась,— сказал министр.— Каждый год в законодательство приходится вносить изменения. Уже трудно понять, где базовый закон, а где поправки к нему". По мнению министра, закон направлен в будущее, которое "все видят по-разному", что обязательно порождает дискуссии. "Такого рода законы не принимаются консенсусом,— предупредил глава Минобрнауки.— Но мы не должны отказываться от максимально широкого и публичного обсуждения".

В конце сентября законопроект уже обсуждали в Совете федерации, а на прошлой неделе прошли общественные слушания в Торгово-промышленной палате. В обоих случаях отзывы были негативными, однако решающую оценку должен был вынести Союз ректоров. По словам его главы, ректора МГУ имени Ломоносова Виктора Садовничего, члены союза прислали более 600 поправок и замечаний к тексту закона.

Прежде всего ректоры российских вузов недовольны объемом законопроекта (более 400 страниц), где целыми абзацами цитируются Гражданский, Трудовой и Семейный кодексы. "Проект сочетает федеральный закон с некими детальными инструкциями, например по проведению собеседования,— рассказал ректор Московской государственной юридической академии имени Кутафина Виктор Блажеев.— Это вопросы второстепенного характера". Также ректоры не согласны с трактовкой образовательной деятельности как услуги. "Нас убеждают, что в стране с рыночной экономикой могут существовать только товар или услуга",— заявил вице-президент РСР Роман Стронгин. "Если мы вводим понятие услуги, то подпадаем под жесткий закон о защите прав потребителей,— напомнил господин Блажеев.— Вы уже не сможете односторонне расторгнуть договор и отчислить студента, придется идти в суд".

Кроме того, ректоров не устраивает изменение типологии образовательных учреждений, из-за которой многим вузам придется поменять статус. Согласно законопроекту в колледже можно будет получить только степень бакалавра, в институте — степень бакалавра и специалиста, а в университете — бакалавра и магистра. При этом распространенные теперь академии смогут предоставлять только дополнительное образование или же готовить аспирантов и докторантов.

В итоге ректоры заявили о необходимости переработки законопроекта. "Пока база нового документа слаба,— заявил господин Садовничий.— Фактически надо садиться и писать все заново". Члены РСР предложили Минобрнауки создать небольшую рабочую группу, которая могла бы "серьезно вычистить документ".

Министр Андрей Фурсенко объяснил изменение статусов вузов попыткой отделить учреждения, занимающиеся наукой, от остальных. "Колледжи и институты не занимаются наукой, у нас ею занимается всего 16% высшей школы,— подчеркнул министр.— Если вы готовы закрыть, причем очень жестко, две трети вузов — давайте так и сделаем. Я двумя руками за". По его словам, министерство не хочет заниматься профанацией и давать высокий статус тем, кто ему не соответствует.

Комментируя вопрос создания рабочей группы, господин Фурсенко отметил, что замечания ректорского сообщества носят противоречивый характер, причем их инициаторам будет трудно друг с другом поладить: "Кто-то говорит, что закон должен быть компактнее, а другие требуют прописать множество вещей". Вместе с тем министр фактически заявил об отсрочке внесения документа в Госдуму, которое планировалось в декабре. "Лучше пожертвовать сроками, но не допустить принятия сырого документа или документа, в котором есть противоречия",— согласился он.

КоммерсантЪ-Online, 06.10.2010

Подразделы

Объявления

©РАН 2024