Эрмитаж ХХ-ХХI

26.01.2007

Музей стал по-настоящему международным феноменом

Михаил Борисович Пиотровский возглавил Государственный Эрмитаж в 1990-м году, через два года после смерти отца, который был бессменным руководителем музея в течение трех десятилетий. Пиотровский — член-корреспондент Российской Академии наук, известный, что важно для этого разговора, востоковед, специалист по истории исламского искусства. За то время, что он руководит Эрмитажем, музей стал по-настоящему международным феноменом. Были проведены десятки крупнейших выставок с участием российских и зарубежных партнеров (среди них музей Гуггенхайма и корпорация IBM). Открылся филиал музея в Казани, выставочные центры в Лас-Вегасе, в Амстердаме и в Лондоне. Повсюду были созданы Общества друзей Эрмитажа, которые оказывают содействие музею.

Недавно Пиотровский побывал в Нью-Йорке, где американские друзья провели сбор средств в пользу Эрмитажа. Выступая на благотворительном вечере, Михаил Борисович объявил о начале нового проекта — «Эрмитаж ХХ-ХХI», в рамках которого будет создаваться коллекция искусства конца XX—начала XXI веков.

— Михаил Борисович, пожалуйста, обрисуйте перспективы российско-американского культурного сотрудничества в ближайшем будущем.

— Я думаю, что в сфере музейной и культурной российско-американские связи развиваются блестяще, пример тому — сотрудничество Эрмитажа с американскими музеями. Мы участвуем во всех больших выставках, привозим большие выставки к нам. В следующем году мы собираемся отмечать круглую годовщину установления дипломатических отношений между Россией и США и, соответственно, Петербург — то место, куда приехал первый посол, — будет играть особую роль. Мы готовим несколько выставок в этой связи. Кроме того, у нас есть совместный с Гугенхаймом альянс, который действует по всему миру, и мы много разных проектов осуществляем. И музей Гугенхайма-Эрмитаж в Лас-Вегасе, который тоже работает успешно, мы все время меняем там разные формулы. Сейчас закрывается одна выставка, мы готовим еще две больших. Хорошо, что не только мы делаем, а участвуют и другие музеи. Так что это такой хороший центр, который как мне кажется, изменил Лас-Вегас. Теперь приезжаешь в Лас-Вегас и можешь спросить: «Какие там у вас выставки в городе?» Четыре-пять всегда есть. Так что я думаю, что все развивается в хорошем, нормальном темпе.

— Какова роль американских друзей Эрмитажа в вашем стратегическом планировании?

— Американские друзья Эрмитажа — это, в общем, замечательное учреждение. Очень важно создать такую особую атмосферу вокруг музея, друзья очень много помогли нам деньгами, многое в Эрмитаже сделано благодаря американским друзьям. Причем, так сделано, что сейчас у нас чувствуется новый этап развития Эрмитажа, мы все дыры уже давно залатали, сейчас много новых амбициозных планов. Мы многому научились у наших американских друзей — музейных и не музейных. Главное — тому, как проблемы превращать в возможности. И сейчас мы подходим к новому этапу. В частности, мы в 2009 году должны сдать, в первую очередь, реконструкцию восточного крыла Главного Штаба, мы должны сдать следующее большое здание нашего открытого фондохранилища, открыть новую часть большого филиала в Амстердаме. И мы начинаем проект, сегодня я буду о нем объявлять, — «Эрмитаж ХХ-ХХ I ». Это коллекция конца XX —начала XXI века Эрмитажа. Постоянные выставки, коллекции, временные выставки коллекционеров. Целая гибкая схема — комнат художников, комнат знаменитых коллекционеров. И вот здесь, я надеюсь, американские друзья сыграют очень большую роль. У нас тоже подготовлена целая программа долгосрочного показа американского искусства в России, в Эрмитаже. Тем более, что у нас и в короткие сроки тоже не очень много показывалось. Так что такая лакуна у нас заполняется, я думаю, что это важный шаг в развитии Эрмитажа.

©РАН 2024