В мире науки

05.05.2009

Японские учёные определили дно Тихоокеанской плиты

Ученые Токийского университета сообщают, что им удалось определить дно Тихоокеанской плиты. Это открытие предоставляет возможность пролить свет на механизм тектоники плит. Тихоокеанская плита представляет собой самую обширную литосферную плиту, которая почти полностью сложена корой океанического типа. Размер плиты и, соответственно, размер Тихого океана постепенно уменьшается, сообщает CyberSecurity.ru

На юге дивергентная граница с Антарктической плитой проходит по Тихоокеанско-Антарктическому хребту. На севере и западе Тихоокеанская плита погружается в зонах субдукции различного типа, формируя Алеутский жёлоб на севере и Марианскую впадину на западе. В середине восточной границы, в районе Калифорнии, плита движется на север вдоль Северо-Американской плиты формируя трансформный разлом Сан-Андреас.

Скорость движения Тихоокеанской плиты составляет в год. При этой скорости Лос-Анджелес, расположенный на ней, окажется рядом с Сан-Франциско через 10 миллионов лет. Тихоокеанская плита имеет внутреннюю горячую точку, которая формирует Гавайские острова.

Тихоокеанская плита перемещается под Японским архипелагом примерно на в год, вызывая, тем самым, мощные землетрясения и волны цунами. До сих пор точное местоположение дна Тихоокеанской плиты оставалось неизвестным.

«CyberSecurity.ru»

***

Создана нанолампочка

Самую маленькую на свете лампочку создали ученые-физики из одной нанотрубки. Ее длина составляет 1,4 микрометра, а ширина — 13 нанометров, сообщает New Scientist. Статья исследователей с описанием осветительного прибора принята к печати в журнал Physical Review Letters, сообщает Lenta.ru.

Лампочка представляет собой углеродную нанотрубку, к концам которой подсоединены палладиевый и золотой электроды. Нанотрубка «вставлена» в кремниевую основу. Вся конструкция находится в вакууме. При пропускании через нанотрубку тока она нагревается и начинает испускать фотоны. При этом лампочку можно увидеть невооруженным глазом (человек способен различать отдельные кванты света).

Исследователи сконструировали необычный прибор для изучения «переходного состояния» между термодинамическими и квантово-механическими системами. Термодинамика определяет законы, работающие для огромного числа частиц. Квантовая механика, наоборот, оперирует отдельными элементарными частицами. По своему размеру лампочка из одной нанотрубки еще «не дотягивает» до термодинамической системы, но уже не является квантово-механическим объектом. В настоящее время физики еще не открыли законы, релевантно описывающие поведение подобных тел.

«Lenta.ru»

Спутники смогут общаться

Группе специалистов из австрийского Института квантовой оптики и квантовой информации (IQOQI) удалось отправить сообщение, зашифрованное по методу квантовой криптографии, на расстояние 144 километра. Сообщение «соединило» два острова Балеарского архипелага, что неподалеку от Испании.

Австрийские физики утверждают, что разработанная ими технология является прорывом в мире квантовой криптографии и вскоре позволит передавать закодированные фотонные сигналы на любые расстояния с помощью спутников — от одного к другому. Ученые уверены, что начинать подготовку к космическому эксперименту можно уже сегодня, сообщает КОПЬЮЛЕНТА со ссылкой на Франс Пресс.

Метод квантовой криптографии основан на шифровании информации на уровне частиц света — фотонов, что делает его совершенно безопасным, так как любая попытка перехватить сообщение будет неизбежно обнаружена. В квантовой криптографии фотоны используются в качестве ключа для шифрования — точно так же, как математические методы в традиционной криптографии.

«КОПЬЮЛЕНТА»