Увеличение концентрации йода в кормовых культурах повышает продуктивность животноводства

20.05.2024

Исследователи Санкт-Петербургского Федерального исследовательского центра РАН (СПб ФИЦ РАН) разработали методику обработки ряда основных кормовых культур для животноводства, которая позволила примерно в пять раз повысить содержание йода в растениях.

Предложенный подход направлен на повышение продуктивности и здоровья сельскохозяйственных животных в условиях северных регионов России. Результаты исследований опубликованы в научном журнале «Сельскохозяйственная биология».

Сегодня значительные территории севера России (например, на Северо-Западе около 80% почв характеризуются недостатком йода, схожие проблемы существуют также на Ямале, Якутии и проч.) с точки зрения животноводческой отрасли характеризуются относительно небольшим содержанием йода в почвах, которые в основном используются в качестве пастбищ.

Йод имеет большое значение для метаболизма сельскохозяйственных растений и животных, влияет на их здоровье и качество получаемой продукции. В свою очередь, такая продукция позволяет населению регулярно удовлетворять потребность в этом химическом элементе, поскольку йододефицит может привести к тяжёлым заболеваниям щитовидной железы, нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и репродуктивной систем. Поэтому учёные ведут разработки различных подходов, направленных на повышение концентрации йода в составе кормовой базы для животноводства на северных территориях.

«Мы разработали методику для повышения содержания йода в фуражных растениях, которые активно выращиваются на Северо-Западе России: овёс, вика и клевер. В ходе экспериментов нам удалось в 5–9 раз для разных культур добиться увеличения концентрации йода», — рассказывает младший научный сотрудник Отдела землепользования и растениеводства СПб ФИЦ РАН Полина Филиппова.

Первый этап исследования — полевые опыты: учёные выделили несколько участков для возделывания кормовых культур, и обрабатывали растения водяным раствором йода различной концентрации. Кроме того, была выделена контрольная группа — делянки с растениями без обработки. Раствор имел невысокую концентрацию солей, содержащих йод, не более 16 г на 10 литров воды. Расход рабочего раствора составил 300 л/га. Обработка участков с травами проводилась с помощью обычного помпового опрыскивателя. Полевые эксперименты шли с мая по август.

В ходе второго этапа исследователи собрали урожай и оценили оптимальную концентрацию йода, а также продолжительность обработки культур. Для этого образцы растений были отправлены в две разные лаборатории на химико-аналитическую экспертизу. Выяснилось, что при правильно подобранном составе раствора обработка позволила повысить концентрацию йода в 5-9 раз по сравнению с контрольным вариантом.

«Наш подход легко могут использовать агропромышленные предприятия или фермеры на Северо-Западе и других районах страны с похожим климатом и почвами, он не требует сложного оборудования, зато позволяет значительно повысить продуктивность кормовых культур. Здесь главная задача — использовать раствор с нужной концентрацией йода, исходя из наших рекомендаций, поскольку избыток может быть токсичным для растений», — поясняет Полина Филиппова.

Сейчас учёные СПб ФИЦ РАН работают над методикой повышения концентрации йода в однолетних травах. Кроме того, в будущем они планируют повысить содержание селена в яровом ячмене.

Источник: пресс-служба СПб ФИЦ РАН.